Ушла из жизни одна из самых несоветских актрис советского времени - Татьяна Окуневская. Она родилась в самый трагический период нашей истории. 1914 год, Первая мировая война, скоро последуют роковые этапы русской революции. А дальше - вечное клеймо дочери "бывшего", о чем новое государство и новая культура забывали и вспоминали тогда, когда им было сподручнее. Будучи дочерью офицера царской армии, Окуневская пронесла в себе через всю жизнь сознание принадлежности великой стране, какой бы уклад в этой стране ни воцарялся. Возможно, именно это позволило ей вынести и идеологические гонения, и даже репрессию и годы в лагере - когда уже после войны, в 1948 году, против актрисы было сфабриковано обвинение в шпионаже и антисоветской пропаганде. В высшем смысле коммунистические идеологи не ошибались. Всей своей натурой, манерами, Окуневская непроизвольно воплощала несоветское мировосприятие.
Ее светлое лицо было озарено не революционным светом, и уж ни в коем случае не эйфорией советских пятилеток. Окуневская всегда выглядела как прекрасная дама, души которой не коснулась советская идеология, а внешности - унификация и культ женщины-борца. Такие "экземпляры" были необходимы советскому кино и советскому театру. Потому что настоящее искусство стремилось показывать "свободному" народу подлинную красоту. А для этого исполнителям нужна была даже не столько "порода", сколько генетика классической культуры. Конечно, Окуневская сыграла и в абсолютно советских "Это было в Донбассе" и "Ночном патруле". Но эти роли могли и обойти ее стороной. Однако не случайно именно Окуневскую пригласили на роль Панночки в "Майской ночи". Не случайно Михаил Ромм заметил именно Окуневскую и пригласил на роль в своей легендарной "Пышке". Окуневская воплотила образ юной супруги буржуа столь драматично не потому, что внутренне "клеймила" капиталистов с позиций красного пролетариата. Она дистанцировалась от капиталистических "предлагаемых обстоятельств", сохраняя внутренний аристократизм и интеллигентность. Не случайно участие актрисы в авантюрном "Возвращении резидента" и инфернальной "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда". Татьяна Окуневская пережила советскую эпоху. Она безбоязненно встретила свои преклонные годы, лишь прибавившие ей человеческого обаяния. Ее участие в картине 2002 года "Дом для богатых" доказало это сполна. В XXI век Окуневская вошла по-прежнему великой актрисой и человеком, который не может стать старомодным.