- Я очень люблю работать. Так получилось, что на роль Фандорина я cогласился раньше, чем прочел роман. Наверное, в кино можно придумать еще более захватывающе, но в процессе работы над спектаклем у нас получилось совместное творчество: предлагал не только режиссер Алексей Владимирович Бородин - мы работали все вместе. Что до моей роли - аппетит, как говорится, пришел во время еды.
- В спектакле множество пластических номеров и весьма оригинальная музыка.
- В кино очень просто показать передвижение персонажа из одного места в другое: сначала вид дороги, потом идущий человек... В театре все гораздо сложнее, пространство сцены ограниченно, поэтому был придуман пластический ход - с элементами пантомимы. Создается иллюзия, что герой вроде бы идет, но в то же время остается в статике. А музыка принадлежит французскому композитору Паскалю Комаля. В нашей стране она точно нигде больше не использовалась.
- Инсценировку романа писал сам Акунин?
- Да, специально для этого театра. Он долго искал, где бы поставить "Азазель", и Бородин, видимо, смог его убедить в пользу РАМТа. Акунин не хотел, чтобы по его произведению вышел "модерновый" спектакль - он видел его простым, классическим, что ли. Так получилось, что наш спектакль соединил в себе и классические формы театра, и всякие нововведения.
- Акунин тебя видел?
- На первой читке. Пожелал мне удачи и уехал. Он уже приходил на один из прогонов и, как мне кажется, остался доволен. Улыбался...
- Ваша постановка - один из немногих спектаклей в жанре театрального детектив. Как ты думаешь, почему этот чисто "зрительский" жанр снова стал интересен?
- Этот спектакль - не дань театральной моде на детективы. Просто такая индивидуальность, как Фандорин, - редкость в нашей жизни. Думаю, его вполне можно назвать новым героем - именно нашим, российским. Хочется видеть таких людей вокруг себя. Он, конечно же, не голливудский супермен, он никогда специально не учился стрелять, искать убийц. Фандорин одарен интуицией и везучестью, которые помогают ему не отступать от своего пути. Выбор пути - его собственная заслуга, многим это не удается. Учимся одному, работаем в другом месте, в результате оказываемся в третьем. А хочется найти в себе храбрость не сворачивать.
- Я вижу, ты серьезно воспринимаешь своего героя...
- Я не могу относиться к нему легкомысленно, прожив с ним практически целый год. В начале романа "Азазель" Фандорин один - молодой романтический герой без опыта чувств, без профессионального опыта. К концу он набирается и того и другого - поэтому есть развитие, есть, во что играть.
- Какова разница актерского существования в "спектакле для всех" и в "спектакле не для каждого"? Ведь "Фандорин" предназначен скорее для большой и разной зрительской аудитории...
- Мы как раз хотели сделать его доступным для широкой публики, чтобы на него ходили люди разного возраста, разных представлений о театре. Спектакль должен быть интересен - только тогда он имеет право на существование. Боюсь, профессия артиста заключается в том, чтобы творить искусство не только для себя, но и для других. Можно, конечно, провести опрос: каким потенциальные зрители видят Фандорина? Окажется, что его представляют себе похожим, к примеру, на Алена Делона. Можно пригласить Алена Делона и поставить среднестатистический спектакль для широкой аудитории. А можно сделать спектакль личный, и, если ты "заразишь" собой зрителя, он, возможно, узнает о герое что-то новое.