Это фильм-метафора, фильм-притча, фильм-иносказание о том, что такое "настоящая любовь". Любовь без примесей, в рафинированном, почти абстрактном виде. Любовь-определение, эталон, настолько абсолютный, что (может быть, слава Богу) просто невозможный в реальном мире. Для большинства любовь (если она вообще была) - эпизод, короткий в сравнении с предыдущей и особенно последующей жизнью. В этом фильме любовь заменила жизнь.
Метафора уже то, что Мальчик и Девочка, которые называют друг друга Свин (в оригинале Piggy, что скорее значит более нежное Свиненок, Поросенок) и Свинка, познакомились чуть ли не в момент рождения (эпизод, когда младенцы берут друг друга за пухленькие ручки - самый трогательный за весь фильм). Метафора - и их фантазии, их собственный детско-ирландский язык, на котором они говорят между собой, закономерно "выключаясь" из враждебного Нормального Мира (а кто из нас, будучи влюблен, не говорил на детском языке - плохо, что недолго). Метафора - и их история с не-хеппи-эндом.
Как замечает режиссер, фильм "не о наркотиках, хотя вы можете подумать, что эти двое сидят на всех мыслимых наркотических веществах. Это не об ИРА и не о раздольных пейзажах Ирландии". И это не о набившем оскомину подростковом насилии. Хотя ребята постоянно с кем-то дерутся и под конец убивают каждый по человеку - они не "прирожденные убийцы", как гласит рекламный слоган на наших афишах, призванный расширить аудиторию заведомо артхаусного фильма за счет любителей пива и боевиков.
Все эти "знамения века", причем в гипертрофированном, "чересчурном" виде - в сущности лишь маскировка в угоду нам, зрителям, еще в детстве сделавшим себе прививку цинизма, зовущим чувства "пафосом" и "паранойей" и стыдящимся плакать в кино. Но Мальчик убивает соперника, как Отелло, а не из хулиганских побуждений. Девочка убивает Мальчика не из-за "прирожденного убийзма", а потому, что не может дальше выдерживать накал его и своей любви. Парень отпускает ее на волю и для этого сам просит убить себя. Еще одно иносказание - ветреность женщины, способной часто влюбляться и недолго любить, и самоотвержение мужчины, который если уж влюбился, то насмерть.
И актеры подобраны как часть метафоры. Силлиан Мэрфи (Свин) играл своего персонажа еще в 96-м на сцене, он прекрасный эмоциональный и даже характерный актер, но не семнадцатилетний подросток, каким должен быть по сценарию. Он играет так, как может чувствовать, но не может сыграть ровесник Свина. Элейн Кэссиди (Свинка) - тоже не девушка-подросток, но метафора женщины. Она не слишком красива, но привлекательна, рассудочна и чувственна, сильна и слаба одновременно.
Диалектика силы и слабости - вообще одна из осей этой истории. В соответствии с аннотациями к картине и современными жизненными идеалами сильная сторона в тандеме "дискосвиней" - несомненно, Свинка. Она больше открыта миру, она удерживает Свина от экзальтированных эскапад, она в конце концов все-таки благополучно социализируется. Но, с точки зрения Шекспира и рыцарских романов, с точки зрения Ромео и Дон Кихота, сильнее Свин, умирающий ради любви, отпускающий любимую на волю ради нее самой. Это своего рода ответ ненавидимым феминистками триллерам, в которых мужчина гоняется за женщиной, настигает, рвет и терзает или ведет под венец - но в любом случае считает добычей.
Особую роль в создании странной, горькой и нежной атмосферы этой современной легенды (наряду с художником и оператором) сыграл автор саундтрека - ирландец Фьонан Хэнви, он же Гэвин Фрайдей, один из апостолов глэм-рока, соратник и друг Боно из "U2" еще по временам "Lipton Village". Он, кстати, снялся в эпизоде в роли массовика-затейника из караоке-бара.
Так что даже те любители современной музыки, которые не слышали его имени, с удовольствием пойдут в кино слушать музыку автора песен "A Thousand Years" из "Короткого монтажа" Роберта Олтмана, "Angel" из "Ромео+Джульетты" Бэза Лурманна, "You, Me & World War III" из "Миссия невыполнима".