Однако все эти неувязки никоим образом не умаляют ценности выставки. На ней представлены работы пятерых московских абстракционистов. Все они - Владимир Андреенков, Андрей Красулин, Александр Ливанов, Валерий Сахатов и Александр Максимов (скончавшийся десять лет назад) - работали в Москве. Все (кроме "дальневосточника" Сахатова) родились в предвоенное десятилетие. Все в советское время выставлялись, состояли в союзах и с властью особо не ссорились.
Но, несмотря на сходство творческих путей, результаты оказались разными. Работы Александра Максимова - это преимущественно графика, даже когда она "излагается" живописным языком. Поспешность, с какой автор торопился за художественной мыслью, оставляла после себя стремительные вертикальные линии, взвихряющиеся протуберанцы, всплески зеленого на скарлатном фоне, и странные композиции, вызывающие ассоциации с городом-домом будущего.
Минималист Андрей Красулин "любит штукатурку". Грубые, как нешлифованный камень, полотна подчеркивают яркость разбросанных по ним цветовых пятен. Художник любуется контрастом черного и белого, преломлением плоскостей в сложенных кусках картона - что может быть минималистичнее? Валерий Сахатов, напротив, избыточен в цветовых сочетаниях. В его картинах отражается реальный пейзаж, претворившийся в сознании художника в абстрактное столкновение цветов. Кое-где напоминает импрессионистов.
Профессор Полиграфического университета Александр Ливанов представил несколько коллажей из цветной бумаги и фрагментов фотографий, а также небольших графических работ, рожденных "одним росчерком пера" (полиграфическое положение обязывает). Производят впечатление и живописные абстракции, написанные поверх документальных фотоснимков.
А "Трансформации" Владимира Андреенкова получили и мировое признание. Его картины приобрел Музей современного искусства в Падуе.