О том, что именно элитный жилой дом постепенно начинает определять лицо московской архитектуры, мы писали уже не раз. Сталкиваясь со вполне понятным предубеждением: мол, если квадратный метр по пять тысяч продается, чего ему не быть хорошим. Однако именно этого в первую пятилетку строительного бума не происходило. Элитные дома были наворочены внутри, а снаружи дело ограничивалось пресловутыми башенками. И лишь в последние три-четыре года, когда за дело взялись Владимир Плоткин и Александр Скокан, Владимир Юдинцев и Сергей Скуратов, этот жанр стал полноценной архитектурой.
Если же судить по результатам нынешнего конкурса, то "элитки" вообще оказываются лучшим, что есть в современной московской архитектуре. Сразу в двух главных номинациях - "Лучшая реализация" и "Лучший проект" - победили именно они. Причем принадлежат оба проекта одному и тому же архитектору - Сергею Скуратову. Отметим ради протокола, что "лучшим проектом" назван также и проект Московского дома фотографии (в результате компромиссов между заказчиком, архитектором и охраняющими инстанциями ставший совсем уж серым), а "лучшей постройкой" признан также офис холдинга "Базовый элемент" Олега Дерипаски на Рочдельской. Пожалуй, это первый олигарх, который сделал правильный выбор. Офис "Газпрома" размерами, конечно, поболее, но в архитектурном отношении весьма посредственен. Дерипаска же рискнул довериться хорошему архитектору (Борису Шабунину) и получил вполне стильную и современную вещь (по крайней мере - снаружи). Но на всех наших шехтелей рябушинских пока не хватает.
Что же касается Скуратова, то компании "Сергей Киселев и партнеры", одним из лидеров которой он является, уже десять лет. Но ткнуть пальцем в какой-то их дом и сказать "шедевр", долго не получалось. Фирменный стиль был, но в нем начисто отсутствовали эпатаж, агрессия, броскость. Все было слишком элегантно и аккуратно. И вдруг, абсолютно не утратив ничего из этого, дома "СКиПа" обрели и неожиданный силуэт, и эффектную контрастность фактур, и запоминающийся образ.
Если разложить по полочкам дом "Белгравия", что на углу улицы Бурденко и Неопалимовского переулка, то он кажется абсолютно законным дитем контекстуализма. Той самой "средовой архитектуры", из которой вышел "лужковский историзм". Ростом - вровень с доходным домом, где жил Кандинский; скругленный угол - характернейшая черта позднего конструктивизма (а соседний квартал замыкает ровно такой же объем Академии Фрунзе); со стороны улицы фасад подчеркнуто холоден, а в переулок уходит уже совсем другой облицовкой - мягкой, уютной, кирпичной. Но собранные вместе все эти разнонаправленные векторы дают неожиданно яркий образ. А рваный ритм окон на уличном фасаде недвусмысленно намекает на то, что это все-таки наше время.
Еще более оригинальным обещает стать жилой комплекс Скуратова в Бутиковском переулке ("лучший проект"). Воздержимся пока от комментариев, но заметим, что квартал между Остоженкой, Зачатьевским переулком и Москва-рекой на глазах превращается в заповедник отменной архитектуры. На углу Молочного заканчивает свой дом Юрий Григорян, напротив строится Скуратов, рядом - сразу два объекта Скокана, тут же строит Сергей Гришин. Ну, может, не Потсдамерплатц, но для Москвы - более чем здорово.