Форум молодого кино "Дебют-Кинотавр" завершился. В этом году начинающие режиссеры демонстрировали больше владения киноязыком - и меньше самостоятельности. Судя по отсмотренным короткометражкам, прежде всего юные таланты стремятся показать свое умение снимать кино. А вот о чем его снимать - это более сложный и явно второстепенный вопрос. Видимо, так дает о себе знать предчувствие жестокой конкуренции. Впрочем, оно не мешает приносить человечность и доходчивость сюжетов на алтарь самовыражения. Из относительно новых веяний мирового кинематографа заметно влияние "Догмы". При отсутствии большого финансирования волей-неволей обратишься к заветам великого скандинава. В остальном молодежь XXI века все еще черпает вдохновение и приемы у Феллини, Антониони и лидеров нашего авторского кино 70-90-х. Поэтому неповторимой энергетики и чувства современности дебютантам не хватает.
Среди анимационного кино заслуженно победили утонченный "Поэт" Юлии Милехиной и "Хаш" Андрея Соколова - история о трех розовых поросятах, снятая с черным юмором. В номинации "художественный фильм" поездками на "Кинотавр" в Сочи наградили пятерых режиссеров. Татьяна Киселева обворожила своей зимней эксцентрикой. В "Бона-Бона" есть вся палитра авторского кино. Негры на снегу, напоминающие об "АССЕ". Заполошные возгласы с провинциальным говорком, как в "Долгих проводах". Вода, капающая в воду, как у Тарковского. Французская картина "Восхищение" Рафаэля Жакуло укачивала своим сентиментализмом, что мешало по достоинству оценить изысканность цветовой гаммы. "И была ночь" Елены Жигаевой замахнулась на новое слово о Великой Отечественной. Этнографизм здесь еще навязчивее, чем в "Ехали два шофера" Александра Котта. Все, кого гложет вопрос, как занимались любовью на войне, получат на него смутный намек. Остальные вдоволь наглядятся на чистые и простые лица. Такую сладкую советскую клюкву встретишь не часто. "Контрабас" Анны Меликян представил историю семьи и переживания неудачника как череду странностей, "фишек" и "приколов". Все продуманно и красиво. Куцая новогодняя елочка. Одинокая телефонная будка как бы посреди вселенной. Кудрявая девчушка, хихикающая под столом в день похорон своего крупногабаритного папочки. Печаль здесь кокетлива, а хамство вкрадчиво. Нет ощущения, что идет кино про чью-то настоящую жизнь и настоящие души.
Наиболее симпатичной в этой обойме была тирада "Завтра день рождения" Ларисы Бочаровой. Девочка переживает переходный возраст. Все через это проходят. А героиня - проходит в прямом смысле. Ходит, ходит по улицам, по комнате, по парку, по мостику. Выглядит это смешно и обаятельно. Особенно хорош диалог с другом детства. "Случай, а давай поженимся. - Дурак. Я тебе про смысл жизни┘ - Давай поженимся. Про всякий смысл забудешь". К сожалению, остался незамеченным фильм "Время гона" Андрея Голубева из Белоруссии. Деревня здесь показана без нарочитого натурализма и стилизации. Природа - с размахом и ужасом перед ее необъятностью. Пятнадцати минут режиссеру оказалось достаточно, чтобы создать свою драму на охоте - не любовную, но семейную. Человек в одночасье стал повинен в смерти сына и соседа. За роковыми случайностями прочитываются трагические закономерности. Пожалуй, это один из немногих сюжетов, которые хотелось бы увидеть доснятыми и развернутыми в "полный метр".