Как грекам хочется облегченно вздохнуть и воскликнуть сокровенное: "В Греции все есть!". Не хватает для этого малости: скульптурного убранства Парфенона. Уже почти два века ведут греки войну за возвращение той части фризов, метоп и скульптур, которая находится в Британском музее. Пока война носит характер не слишком шумной осады, так как на все требования Греции и ЮНЕСКО Англия отвечает вежливым, но твердым отказом. Но в преддверии Олимпийских игр Греция попытается привлечь к этому конфликту все мировое сообщество. Хотя и так все вроде бы "за". И не только Европарламент голосует за возвращение, но и большинство британцев, как ни странно, его поддерживают.
Озвученное желание устроителей выставки - привлечь внимание теперь еще и российской общественности. Тайное желание: да содрогнется мир. Но ни то, ни другое желание не исполнились. Общественность на открытии не содрогалась, а если и интересовалась фрагментами-невозвращенцами, то только в смысле тотализатора. Вернут - не вернут. И большинство ставок, к слову сказать, делалось на то, что Англия не уступит.
Имя лорда Элгина повторялось как страшное заклинание, в затемненной комнате показывали медийную реконструкцию Парфенона, а на стенах были прикреплены листы, где рисованные человечки вытесывали из бесформенной глыбы изящную капитель. Непонятно, как с таким пропагандистским набором греки собираются привлекать на свою сторону. В московском комплекте также картина Поленова и черно-белые снимки обнаженных балерин на фоне Парфенона 20-х годов ХХ века. Которые и оказались наиболее совершенным экспонатом выставки.
Такая скупость экспозиции поражала еще больше, чем явное отсутствие ощущения, что британцы не правы. Тянуло поразмышлять: а могут ли греки вообще - при подобном подходе к делу - выставить возвращенное достойно? Конечно, после столь долгого отсутствия родного "дитяти" дома о нем начинают заботиться особенно. Но подкрепляет подобные мысли лишь один (хотя и красивый) аргумент. А именно - новый музей Акрополя. Заложен он будет в июне 2002 года и откроется, как утверждают самонадеянные греки, еще до начала Олимпийских игр 2004 года. Предполагается, что в музее будет целый зал, посвященный Парфенону. В нем греки и надеются увидеть те 56 пластин фриза, 15 метоп и 19 скульптур с фронтонов Парфенона, которые сейчас фундаментально и красиво выставлены в Британском музее. Огромное окно нового музея будет выходить непосредственно на Парфенон, так что преимущество греков перед англичанами очевидно.
Но греки то ли не уверены в своей затее с музеем, то ли слишком уверены в честности британцев, а потому действуют как-то уж слишком нерешительно и скупо. И в такой ситуации последнее слово останется за британцами, у которых отдел греческих и римских древностей Британского музея не сможет "держаться" лишь на бюсте Перикла и статуе Деметры.