На конкурс выставлено много хорошей архитектуры. Сергей Скуратов с проектом жилого дома в Бутиковском переулке и уже построенной "Белгравией" на улице Бурденко. Борис Шабунин и Алла Феоктистова с административным зданием на Рочдельской. Владимир Ленок с хай-тековской галереей ZAR в Крылатском. Шоу-рум Cappellini Антона Надточего и Веры Бутко. Но дело даже не в этом.
"Притцкер" этого года достался австралийскому архитектору Глену Меркату. Сказать "никому не известному" - обозначить собственную непросвещенность, но то, что он стоит в стороне от магистральных путей современной архитектуры - очевидно. Другой вопрос, что само понятие "магистральности" становится все более спорным. Это у нас все по-прежнему рвутся в Москву, в Москву, и прогрессивно только то, что в Москве. А художники штата Айдахо категорически против того, чтобы считать центром современного искусства город Нью-Йорк. И в Америке, где политкорректность победила, спорить с этим - подсудное дело.
Меркату 66 лет, строит он исключительно у себя на родине, и все это - очень милые домики. Маленькие, деревянные, распахнутые в природу (Меркат обожает открытые веранды и называет своим учителем Генри Торо). И внутри у них все очень стильно и славно. И все они словно бы сошли со страниц недавней "ташеновской" книги Modernism Rediscovered - про то, как под теплым небом Калифорнии процветала полвека полноценная модернистская архитектура. Прямые линии, много стекла, белый цвет - только жить в этом очень приятно и удобно. Не то что в гостинице "Интурист", которая олицетворяла модернизм советский.
Но в многочисленных подмосковных домах, появившихся за последние годы, жить тоже хорошо. Ну с поправкой на климат, который не позволяет, конечно, столь полно открываться природе. А по части художественных решений мы Меркату и сто очков вперед дадим. Вот на том же "Сечении" представлен проект Владимира Сударикова: загородный дом, эффектно рассеченный плоскостями стен и похожий на большую этажерку. Или дом симпозиумов в деревне Рогозино (архитектор Константин Маркус): с одной стороны - изба, с другой - Райт, с третьей - Плоткин. Или загородная же галерея Антона Надточего и Веры Бутко, где одна и та же плоскость сначала оказывается крышей, потом стеной, а затем плавно переходит в подиум!
В общем, премия Притцкера стала к нам гораздо ближе. И шансы русских архитекторов когда-нибудь ее удостоиться выросли вмиг. Другое дело, что контекст, в котором вызревают отечественные шедевры, уж больно тускл. На том же "Сечении" выставлен, например, жилой дом Романа Кананина на Тишинке - полное соответствие наличествующему здесь "шашлыку" русско-грузинской дружбы. Или "рюмка" Михаила Посохина в Сити. Или "робокоп" Георгия Маилова на Ленинском проспекте...
Но есть здесь и оригинальный вариант борьбы с плохой архитектурой. Понятно, что снести ее подчистую невозможно. Дорого и долго. Но можно ее спрятать. Берется, скажем, типовая школа (в проекте МНИИПа - 686-я, на Большой Академической) и окружается по всему периметру новым зданием. Невысоким, конечно, но зато современным. А внутри него - аквапарк, спортзал (трансформируемый в театр), да еще корты на кровле. Кургузо, конечно, зато неожиданно.