Завершился музыкальный фестиваль "Репрессированная музыка". Музыканты из Израиля, Германии и России исполнили произведения композиторов, пострадавших от коммунистического и нацистского режимов. Идея была благородная, но качество музыки, увы, оставляло желать.
Единственный в своем роде концлагерь был создан неподалеку от Праги, в маленьком городе Терезин. В лагере оказались около 60 тысяч художников, поэтов, музыкантов со всей Европы. В гетто образовался крупнейший центр европейской культуры. Несмотря на то что немцы не разрешали заключенным иметь при себе книг, отбирали рукописи, в Терезине творилось невероятное: организовывались ансамбли, оркестры, исполнялись оратории Гайдна, "Реквием" Верди, ставились оперы Моцарта, Сметаны. Феномен Терезина в том, что люди в гетто черпали силы, для того чтобы выжить, в искусстве.
Но, увы, высота и благородство самой идеи фестиваля, его безусловная социальная значимость оказались несопоставимы с уровнем исполняемых музыкальных произведений. Конечно, прослушать созданную в концлагере музыку (что называется, для общего развития) интересно. Но маловероятно, чтобы она стала теперь равноправным участником иных камерных программ. Вне эмоций по поводу гибели композиторов она теряет силу и оригинальность. Правда, были и исключения: например, довольно яркое струнное трио Гидеона Кляйна, впервые, кстати, исполненное в России. А струнный секстет Эрвина Шульхоффа, созданный за год до смерти композитора в лагере Ферстенграб, вообще музыка высокопрофессиональная (хоть и написана в шенберговской традиции).
Организаторы и авторы идеи проекта, руководители фонда "Возвращение" Роман Минц и Дмитрий Булгаков, сумели привлечь к проекту большое внимание. На фестиваль приехали музыканты Израильского филармонического оркестра, ансамбль "Группа новой музыки" и его художественный руководитель Давид Блох. Профессор музыковедения Тель-Авивского университета продюсировал, кстати, серию компакт-дисков, посвященную музыке Терезина, а также был консультантом на съемках фильма BBC "Музыка Терезина".
Но, несмотря на внушающий уважение состав участников, страдало порой не только качество исполняемой музыки, но и качество игры самих исполнителей. Скрипачка ИФО Саида Бар Лев совершенно сбила с толку секстет Шульхоффа, поскольку играла на удивление неритмично. Роман Минц был довольно рассеян в Третьей скрипичной сонате Мечислава Вайнберга (наверное, сказалось волнение). Вайнберг - самый известный композитор из представленных в проекте, и, хоть соната и создана под сильным влиянием Шостаковича, сомневаться в качестве написанного не приходится. Видимо, не так легко с психологической точки зрения организовать проект, постоянно напоминающий об ужасах тоталитарных режимов, о тысячах погибших людей, о мучениях, пытках, и постоянных запретах. А потом еще и выйти на сцену.