Стартовал форум молодого кино "Дебют-Кинотавр", на который отобраны лучшие короткометражки начинающих режиссеров - не только российских, но также из Татарстана и Франции, Ирака и Латвии, Грузии и Японии. 18 и 19 апреля пройдет шоу визуальных медиа, а в программе архивного кино - фильмы Дзиги Вертова, Владимира Ерофеева, Абрама Роома.
Из внеконкурсных картин рекомендуем две: "Соньку-Золотую ручку" Юлии Дамскер и "Охоту на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя" Андрея Осипова. Первый фильм - документально-игровой, посвящен легендарной мошеннице эпохи модерна. Вторая картина - полностью документальная, она о судьбе поэта Андрея Белого. Но в режиссерских подходах к столь разным персонажам есть, как ни странно, нечто общее.
Дамскер чередует игровые эпизоды с кадрами архивных фильмов о Соньке - и в результате возникает эффект стилизации под немой синематограф. В котором все экспрессивно и кокетливо, а жанр балансирует между воровской комедией и житием. Сонька, сыгранная Марией Евстафьевой, предстает сначала артистичной авантюристкой, а в финале - хотя и не святой, но явно мученицей. Андрей Осипов повествует о своем герое тоже с помощью немого кино. Но тут уже душевные терзания Андрея Белого иллюстрируются кадрами из игровых фильмов. Драматичная жизнь поэта оказывается продолжением стиля эпохи. Метания в поисках политической идентификации и любовные страсти поэта неистовы и наивны - как жестикуляция и мимика героев мелодрам 1910-х годов. И Белый, и Сонька трактованы молодыми кинематографистами как заложники своего времени, его ценностей и банальностей.
Все показы "Дебют-Кинотавра" являются сугубо некоммерческим мероприятием, со свободным входом в кинотеатр "Мир Кинотавра". Но победители форума поедут на "взрослый" "Кинотавр" в Сочи. В этом году его жюри возглавит Глеб Панфилов, а войдут туда Василий Аксенов, Елена Коренева, Леонид Ярмольник, Михаил Агранович, Али Хамраев. В конкурс уже отобраны "Война" Алексея Балабанова, "Звезда" Николая Лебедева, "Сказ про Федота-стрельца" Сергея Овчарова, "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева, "Коллекционер" Юрия Грымова, "Дневник камикадзе" Дмитрия Месхиева, "Копейка" Ивана Дыховичного, "Любовник" Валерия Тодоровского.
Появится новый конкурс под названием "Зрительский взгляд". Его программу составят картины без претензий на высокое искусство, но способные (по мнению отборщиков) завоевать сердца массовой аудитории. Среди них - быстро отшумевшая "Лавина" Сергея Соловьева, истеричная криминалка "Башмачник" Владимира Зайкина, китчевые "Вечера на хуторе близ Диканьки" Семена Горова (которые уже вгоняли телезрителей в предновогодний сон 31 декабря). Чуть больше надежд вызывают "Летний дождь" Александра Атанесяна, "Повелитель луж" Сергея Русакова, "Львиная доля" Александра Муратова. Вообще же в прошедшем сезоне картин было немало, поэтому и в отборе теперь больше конкуренции, больше интриги, больше сюрпризов. К тому же нынешний фестиваль - тринадцатый по счету.