0
1313
Газета Культура Интернет-версия

16.04.2002 00:00:00

К нам приехал пародист

Тэги: туминас, пародист, театр вахтангова, ревизор


Есть такой человек - Максим Галкин. Сын танкиста, бонвиван, историк-архивист. А еще... еще этот Галкин - артист. И не просто артист, а артист-пародист. Это значит, что всеми своими фибрами, усталыми связочками и мышцами щек он старается изобразить какого-нибудь знаменитого героя - Горбачева там или Эдварда Станиславовича Радзинского. Получается презанимательно. В Литве, на берегах балтийских волн, живет свой пародист. Зовут его Римас Туминас. От Галкина этот Туминас отличается тем, что никого не хочет развеселить. Наоборот, ставит в театре Вахтангова "Ревизора" - и не смешно как-то, не заразительно. Ибо неясно, а так ли уж этот пародист чистосердечен. Не пытается ли он чужие своенравные интонации выдать за свои. Не хочет ли выселить из соседнего трепетного мира его гениального хозяина и въехать туда сам с шиком и хрустящими баранками. Ах да, я совсем позабыл упомянуть о том, кому этот мир принадлежит. Позвольте представить, Эймунтас Някрошюс собственной персоной - небожитель, герой, "Жальгирис" литовской режиссуры. Ему-то Туминас и вторит, ему и подражает. Прилепляет его бесконечный космос к своему милому, но не очень вместительному домику и скромно говорит "мы". "Я думаю, почему такой интерес к литовскому театру? Мы в баскетбол играем, в театр играем, а другого вроде и не осталось. Мы героев иначе читаем", - цитата из интервью "Петербургскому театральному журналу". Забавно выглядит, особенно в контексте последней постановки.

Над сценой болтается мешковидная церквушка: обвисший куполок, заплатки, звенящая пустота. Полутьма, покосившиеся верстовые столбы. Колода для топорища, плесень. Кто видел последние спектакли Някрошюса - да вот хоть "Макбет", - удивится: ой, как похоже. Вдруг из закутка, из дремы проступают фигуры: они уже сразу на сцене - моментально, но кажется, что перед их появлением прошло минуты три тишины. "Вот те на" - первая реплика. Говорит Аммос Федорович - судья. "А где же "пренеприятное известие"? - возмутится зритель. А нет его! Туминас сократил текст, вырезав из него все, что показалось ему несущественным или слишком уж хрестоматийным. Так что никаких держиморд и галантерейных обращений тут не будет - вместо них многозначительные паузы и никому не ведомые знаки. Вот трактирщик машет топором над головой смущенного Мишки, рубит, уходит. Мишка вроде бы помирает, но потом встает, ухмыляется и бежит за кулисы. Что бы это значило? Или еще - в конце спектакля, когда выясняется, что Хлестаков никакое не превосходительство - герои плывут на каком-то плоту. Идет дождь, им холодно. Тоже непонятно. Или городничий все время швыряет в пол свою игрушечную сабельку, словно он царевич Дмитрий, играющий в тычку. Это тоже знак. Только вот что он означает? Конечно, можно упрекнуть критиков в нежелании прочитывать язык режиссера, в лени, в некомпетентности. Можно, только так ли уж справедливы будут эти упреки? Ведь одно дело - непонятный, но подлинный язык, забытый или наоборот - едва возникающий. Другое - бестолковая комбинация замысловатых фигур, лишенных в общей системе какого-либо смысла. В первом случае - речь идет о языке. Во втором - об обойном орнаменте, выполненном с использованием хтонических иероглифов.

Туминас бесцеремонно использовал самые известные приемы Някрошюса и насытил ими свой собственный спектакль. Когда же эти приемы по каким-либо причинам отказывались соответствовать пьесе, он вгрызался в гоголевский текст. Придумал повесить на Добчинского с Бобчинским деревянные ранцы с камешками жизни, да позабыл, что вывалить эти камешки не удастся: Петры Ивынычи не Макбеты - погибать не собираются. Не беда - это у Гоголя не собираются, а у Туминаса - очень даже собираются. Их в последней сцене насмерть забивают сограждане, расстроенные фальшивой хлестаковской натурой. И в тот момент, когда должен бы появиться жандарм с предписанием, камни с грохотом вываливаются на сцену - жизнь прошла. С крыши рассеивается някрошюсовский дождь, истинный ревизор не приезжает, город посрамлен и ограблен, а городничий унижен и оскорблен.

Кстати, городничий Сергея Маковецкого тут бесспорно главный персонаж. Не капризный кривляющийся Хлестаков, а он - молодой, расторопный, вежливый и очень симпатичный мэр. Красный меховой воротник в духе "вас обманули", плавные жесты, заунывная плачущая речь. Сергей Васильевич - этот яростный стреляющийся интеллигент, - возможно, единственная удача "Ревизора", его бенефициант. Ради него можно высидеть три с половиной часа, ради него сносно терпеть ненужные детальки, пустоты и мимолетности. Ради него, ради него... Как это печально.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1910
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3932
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2969
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2431

Другие новости