Сегодня и завтра, накануне закрытия фестиваля "Золотая маска", пройдут две программы по современному танцу. Одна - в Российском молодежном театре, другая - в полуразваленном Театре Наций. Кое-что из номинированных опусов было показано в офф-программе "Маски", рекламирующей западным продюсерам неизвестные им российские постановки.
В фестивале участвуют четыре уральские труппы, три из которых существуют в одном городе - что подтверждает статус Екатеринбурга как российской столицы современного танца. В разносделанных программах разных постановщиков интересует одно. Феминистский абсурд "Тихой жизни с селедками" (Екатеринбург, труппа Татьяны Багановой "Провинциальные танцы"). Тоскливый абсурд на текстах Хармса с кинетическими объектами в моноспектакле Татьяны Гордеевой. Абсурд по рассказу Кафки в "Пейзаже" Василия Ющенко. Трагикомический абсурд "Голоса" от екатеринбургского "Эксцентрик-балета" Сергея Смирнова. Соц-артовский абсурд "Киномании", предложенной Ольгой Пона из Челябинска. И абсурд сбившихся в стайку тинейджеров, стремившихся выделиться из шаблонов толпы через собственные шаблоны ("Амальгама" Саши Пепеляева для Центра современного искусства в Екатеринбурге).
Современный танец на "Маске", ряд запомнившихся картинок. Умелые солисты "Голоса" ощущают разношерстную музыку с ракурса своей повседневной занятости в шоу-бизнесе. Нарочито тяжело притоптывает Гордеева и замогильным голосом повторяет: "Две руки, две ноги, посредине сапоги". Висят лозунги по досрочному удою молока и ударному производству мяса в одном отдельно взятом советском поселке (спектакль Поны). Вивисекторши в белых халатах невозмутимо "обдирают кожу" с безответных подопытных мужиков (спектакль про селедки). Под звуки рояля "в кустах" и под романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Деда Мороза лирически раздевается догола (лишь шляпа на причинном месте) Василий Ющенко, герой "Пейзажа" и мастер пластической импровизации...
Предсказать решение судей трудно. Нынешняя постановка Багановой (дважды лауреатки "Золотой маски") - хуже ее прежних спектаклей, блистательных "Свадебки" и "Кленового сада". Получившая "Маску" в прошлом году Ольга Пона в очередной работе "про нас" лишь повторяет себя. Если жюри станет основываться на изяществе формы и качестве хореографии - "Маску" надо давать московскому "Взлому", который прошел в начале фестиваля. Если захочет поддержать усилия периферии - решение судейского собрания будет одно; подумает прежде всего о "национальном по форме и содержанию" - премию получит другой спектакль. А как смогут найти консенсус члены жюри из разных областей движенческого искусства, например, Николай Цискаридзе с Геннадием Абрамовым - уму непостижимо.