Клеман Филибер Лео Делиб написал милейшую музыку, и балет "Коппелия" имеет счастливую сценическую жизнь. Для этого в наличии все компоненты. Западнославянские танцевальности партитуры, которой восхищался Чайковский; легонький сюжет по трагическим мотивам "Песочного человека" Гофмана; обилие поводов для танцев (праздники и свадьбы) и танцы без повода, но тоже обильные. Еще мораль: живое и теплое лучше механического и холодного. К такой мысли приходит герой балета, пометавшись чувствами между своей девушкой Сванильдой и бездушной, но очень похожей на человека куклой Коппелией.
Спустя 14 лет после парижской премьеры 1870 года Мариус Петипа переделал и расширил спектакль в России. Именно эту, но записанную еще позже версию "Коппелии" пытался реставрировать в Новосибирске Сергей Вихарев. Тот самый, что слепил нашумевшую "Спящую красавицу", воспользовавшись гарвардским архивом бывшего балетного режиссера Мариинки. Вихарев в Новосибирском театре оперы и балета - главный балетмейстер из Петербурга, поставляющий "аутентичную" классику. Кавычки поставлены не потому, что я сомневаюсь в тщательности проведенной Вихаревым работы: все, что мог узнать о том балете, он узнал и в свой спектакль включил. Он только сильно перестарался, как будто подставляясь под гневные филиппики критиков - и вставил в па-де-де героев аж три верхние поддержки, которых не было в балетах того времени. Не говоря уже о том, что в финале того же злополучного па-де-де растопыренная невеста кокетливо замирает вверх ногами, чего быть тоже не могло. Фатальная это штука - разница между ментальностью современников премьеры и ощущениями наследников, получивших в свое распоряжение постановку не в сиюминутно театральном, а в бумажно-разрозненном виде. Видно, нынешние понятия о зрелищности из реставраторского подсознания лезут наружу, споря с желанием "воссоздать старину".
"Коппелию" танцуют изо всех новосибирских сил, но без решения каких-либо специальных реконструкторских задач. Все исполняют так же, как сделали бы в типологически схожих балетах - к примеру, в первом акте "Жизели". И ничего, что польско-венгерско-украинские пляски выглядят приблизительно. Зато все в красных сапожках, а кавалеры - поголовно в усах.
Этот вихаревский проект - родной брат прежнего. В "Спящей красавице" тоже были неточности, позднейшие наслоения, и танцевали ее стилистически приблизительно. Тем не менее "Красавицу" объявили событием и дали спецприз "масочного" жюри. "Коппелия" имеет недостатки, но наличие ее в афише "Маски" важно психологически: благодаря этому Мариинский театр не оказался в состоянии соревнования с самим собой. Я даже не исключаю, что жюри может сделать неожиданный ход конем и дать награду сибирской "Девушке с голубыми глазами" (второе название "Коппелии"). Это соломоново решение устроит многих - и тех, кто недоволен небрежно исполненным Ноцмайером в Мариинском театре, и тех, кто возмущен слабой хореографией шемякинского "Щелкунчика".