0
936
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2002 00:00:00

Невеста вверх ногами

Тэги: балет, фестиваль


Клеман Филибер Лео Делиб написал милейшую музыку, и балет "Коппелия" имеет счастливую сценическую жизнь. Для этого в наличии все компоненты. Западнославянские танцевальности партитуры, которой восхищался Чайковский; легонький сюжет по трагическим мотивам "Песочного человека" Гофмана; обилие поводов для танцев (праздники и свадьбы) и танцы без повода, но тоже обильные. Еще мораль: живое и теплое лучше механического и холодного. К такой мысли приходит герой балета, пометавшись чувствами между своей девушкой Сванильдой и бездушной, но очень похожей на человека куклой Коппелией.

Спустя 14 лет после парижской премьеры 1870 года Мариус Петипа переделал и расширил спектакль в России. Именно эту, но записанную еще позже версию "Коппелии" пытался реставрировать в Новосибирске Сергей Вихарев. Тот самый, что слепил нашумевшую "Спящую красавицу", воспользовавшись гарвардским архивом бывшего балетного режиссера Мариинки. Вихарев в Новосибирском театре оперы и балета - главный балетмейстер из Петербурга, поставляющий "аутентичную" классику. Кавычки поставлены не потому, что я сомневаюсь в тщательности проведенной Вихаревым работы: все, что мог узнать о том балете, он узнал и в свой спектакль включил. Он только сильно перестарался, как будто подставляясь под гневные филиппики критиков - и вставил в па-де-де героев аж три верхние поддержки, которых не было в балетах того времени. Не говоря уже о том, что в финале того же злополучного па-де-де растопыренная невеста кокетливо замирает вверх ногами, чего быть тоже не могло. Фатальная это штука - разница между ментальностью современников премьеры и ощущениями наследников, получивших в свое распоряжение постановку не в сиюминутно театральном, а в бумажно-разрозненном виде. Видно, нынешние понятия о зрелищности из реставраторского подсознания лезут наружу, споря с желанием "воссоздать старину".

"Коппелию" танцуют изо всех новосибирских сил, но без решения каких-либо специальных реконструкторских задач. Все исполняют так же, как сделали бы в типологически схожих балетах - к примеру, в первом акте "Жизели". И ничего, что польско-венгерско-украинские пляски выглядят приблизительно. Зато все в красных сапожках, а кавалеры - поголовно в усах.

Этот вихаревский проект - родной брат прежнего. В "Спящей красавице" тоже были неточности, позднейшие наслоения, и танцевали ее стилистически приблизительно. Тем не менее "Красавицу" объявили событием и дали спецприз "масочного" жюри. "Коппелия" имеет недостатки, но наличие ее в афише "Маски" важно психологически: благодаря этому Мариинский театр не оказался в состоянии соревнования с самим собой. Я даже не исключаю, что жюри может сделать неожиданный ход конем и дать награду сибирской "Девушке с голубыми глазами" (второе название "Коппелии"). Это соломоново решение устроит многих - и тех, кто недоволен небрежно исполненным Ноцмайером в Мариинском театре, и тех, кто возмущен слабой хореографией шемякинского "Щелкунчика".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
817
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
921
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
565
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
665

Другие новости