С моей точки зрения, конкурс в номинации "Лучший спектакль современного танца" начнется и закончится сегодня, хотя программа "Золотой маски" предусматривает еще два вечера неклассической хореографии. Потому что сегодня на сцене Российского молодежного театра покажут "Взлом". Не могу сказать, чтобы грядущие балеты и балетики были плохи. Просто опус бывшего студента-медика и клубного танцора, а ныне хореографа Пола Селвина Нортона - лучше. Так что поздравляю танцовщиков Русского камерного балета "Москва" с безошибочным выбором. Это они восхитились два года назад мастер-классом Нортона на "Золотой маске" и упросили свое руководство пригласить чумового Пола (голландца англосаксонского происхождения из Южной Африки) на постановку. "Взлом" - международный хит Нортона, и он сам репетировал с труппой в Москве. После этих тренингов артистов было не узнать. Мозги-генераторы, тела-пружины, команда в целом - слаженная, что твой спецназ: все понимают себя и друг друга с полуслова, точнее, с полутела. Надеюсь, что за год спектакль не разболтался.
...Все началось со слонов. Большое животное кажется мирным, даже ласковым - хоть подходи и дергай за хобот. На самом деле слон вполне опасен, если взбесится. Поскольку обладатели хоботов живут стадами, с отщепенцем проводят воспитательную работу: живи, как все, а если не хочется - принудим. Если слон и после этого продолжает дурить - бешеного собрата (решением общего слоновьего собрания) изгоняют из коллектива.
Чем не аналог человеческому сообществу? Вот и Нортон так подумал. Его "Взлом" - у нас взлом, а в оригинале балет называется "Роуг Тул" ("Бешеный слон"). Но конкретизаций "слоновости" в пластике нет, лишь время от времени кто-то катает туда-сюда жестяные фигурки хоботных на длинных веревках. Желающие могут еще поискать японские мотивы: постановщик, изучающий возможности складывания тела, программно заложил в хореографию принцип "оригами", бумажных фигурок.
Дело, правда, совсем не в этом. Все разъяснения, данные Нортоном своему балету, интересны, но для восприятия не обязательны. Как не обязательно знать названия полезных бактерий, чтобы получить пользу от биойогурта. Есть вкус плюс улучшение пищеварения - и хорошо.
Главное, не то, что тобой кто-то манипулирует или ты кем-то манипулируешь, а то, что в этой хореографии тело танцующего, как циркуль, меряет и, как хакер, "взламывает" многомерное пространство, по-хозяйски в нем определяясь. Танцовщик Роман Андрейкин (номинация "Лучшая роль в спектакле балета или современного танца") за несколько минут проживает телом и лицом мыслимые и немыслимые метаморфозы "хомо урбанистикуса" - "городского человека". Танец под минималистскую музыку Фреда Фриза сгущен до мгновенных энергетических коммуникаций "я - другой" или "я - с самим собой". А любимый Нортоном брейк - в компании с исповедуемым движенческим принципом "что хочу, то хорошо умею", - подвергается тщательной рефлексии.