Первоапрельская выставка карикатуры в Музее современной истории России поименована не просто "2002", а "20 + "02". Потому что многие карикатуры посвящены правоохранительным органам, пояснили устроители. Но не только этим органам посвящены весьма злые карикатуры Бильжо и Мисюка, Меринова и Куксо. Рядом мирно висят пожелтевшие листы вполне официозных рисунков Бориса Ефимова и Аминадава Каневского - с толстыми бюрократами и "несунами", оттеняющими социалистическое сияние широкоплечих и подтянутых рабочих и колхозниц.
Сами же авторы "сатирических произведений изобразительного искусства" сосуществуют не всегда так мирно. Знаменитый карикатурист Андрей Бильжо, например, безо всякого юмора прокомментировал открывшую выставку речь патриарха советской карикатуры Бориса Ефимова: "Не понимаю, зачем ему открывать нашу выставку. Художник может рисовать против режима, а может вообще не рисовать. Но рисовать "по режиму" - это не искусство, а просто уникальная степень мимикрии и приспособленчества". Хотя, заметим, карикатуры, коими художник снискал звание Героя Социалистического Труда, от этого менее смешными не становятся.
Современные художники, к счастью, свободны от необходимости кланяться власти. И вот катятся российские политические деятели во главе с президентом Путиным с "американской" горки, а билеты на аттракцион продает бен Ладен; нищий с карикатуры Сергея Тюнина лезет за пазуху, чтобы подать сотруднику тех самых органов, в честь коих названа выставка; другой правоохранитель (кстати, вышедший из-под карандаша карикатуриста "НГ" Вадима Мисюка) просто превращается в пистолет┘
Но пересказывать карикатуры - гнилое дело, получается не смешно. Тут уж точно лучше сто раз увидеть. Ну или трижды по сто - свои картинки привезли из разных концов России, а также из Киева и Минска 95 художников, всего набралось больше трехсот карикатур (некоторые - еще довоенные, вызывают уважение хотя бы возрастом).
Но только одна из них удостоилась звания "Лучшей карикатуры выставки", диплома ГЦМСИР и приза имени московского карикатуриста Олега Теслера. Это работа Игоря Смирнова. Большинство собравшихся зрителей (преимущественно мужчины) единодушно решили, что это "Дары природы": центральный персонаж - гигантский женский бюст, вполне в духе времени.
А те зрители, которые не стыдятся грустить в стране, где вторым национальным языком признан "громкий и оптимистический пивной ржач", чаще останавливались "с думой о России" перед не слишком заметной картинкой Михаила Златковского: андерсеновская ободранная девочка просит подаяние, держа на руках розового и улыбающегося распятого младенца┘