Фильм "Именинница" Джеза Баттерворта похож на карманный путеводитель - по загадкам не столько русской души, сколько русских повадок. Когда-то Чернышевский скептически высказался о русском человеке на rendez-vous. Держу пари, Баттерворт не читал Чернышевского, но как-то по наитию снял картину о русской женщине на rendez-vous с иностранцем. Зрелище это корявое и наивное, словно ребенок взялся сочинять на взрослые темы. Однако доля истины, а главное - нежности к России, в мешанине Баттерворта все же присутствует.
Самым благородным жестом было, конечно, назначение на роли русских мошенников западных звезд. Они остаются при своем западном темпераменте, но с удовольствием выдают его за нашу агрессивность. Какой бы дрянью ни была девушка Надя, этот образ все равно является рекламой русской женщины. Потому что Надю играет сама Николь Кидман. Она старательно таращит густо подведенные глаза, некрасиво жует, тупо улыбается и вообще изображает дурочку с плохими манерами. Однако "готическая" стройность, сексуальность и полная раскрепощенность выдают примадонну мирового масштаба.
Венсан Кассель и Матье Кассовиц распоясываются в ролях Надиных сообщников. Мужскую породу обоих актеров можно назвать "типично" французской. Оба исполнителя созданы для Дюма, национальных детективов и "Амели". Такой человеческой фактуре очень идут батистовые сорочки с кружевными манжетами, ботфорты, шляпы с плюмажем и арбалеты. Или фон, состоящий из ярмарочных каруселей, луж крови и парижских красот. Однако стоит Касселю и Кассовицу напялить походную униформу бандитов, взять в руки бутылку водки и чайник с кипятком (чтобы пугать британского лоха пытками) - и они начинают ужасно напоминать арабо-чечено-боснийских террористов. Такими, наверное, стращают детей высокоцивилизованного мира.
В картине полно махровых банальностей. И пачки денег в футлярах от гитар. И символика патриархальности вперемешку с порочностью: Надя не расстается ни с сигаретой, ни с вязальными спицами. Но и русские и англичане оцениваются в "Имениннице" двойственно. И такое взвешенное равноправие вызывает уважение. "Думала ли ты в детстве - вот вырасту, буду трахаться с иностранцами и тянуть из них деньги?" - зло спрашивает обманутый английский жених (Бен Чаплин). "А думал ли ты в детстве - вот вырасту, буду работать в осточертевшем банке, смотреть порнуху, а потом закажу себе невесту из России, она приедет и в меня влюбится?" - парирует Надя. После этого диалога герои квиты. Русские не в ладах с нравственностью и законом. Англичане пассивны и не приучены к душевным усилиям.
В начале картины события происходят в коттедже или в банке, что смахивает на камерный телеспектакль. Но после активизации русской компании действие выносит "в пампасы". Тут-то и начинается настоящее кино: герои мечутся между аэропортом, шоссе и лесом. И от пощечин переходят к пистолетам. Трудно выбирать себе судьбу, попутно скрываясь от полиции. Каждый выступает то пленником, то нападающим, то просто растерянным человеком, качающим свои права. Эту лихорадку Баттерворт использует, чтобы найти "позитив" в обоих национальных характерах.
С русскими не соскучишься, потому что они непредсказуемы и не зашорены. А на англичан можно положиться, потому что они порядочны и упорны. От назидательной истории про обман фильм переходит к парадоксу о чувствах. Русская авантюристка и британский клерк из банка оказываются идеальной парой. Начавшись как проанглийская комедия, фильм завершается как прорусская мелодрама.