0
1020
Газета Культура Интернет-версия

02.04.2002 00:00:00

Строим "Сольнеса"

Тэги: ахрамкова, театр, режиссер, маяковка


Татьяна Ахрамкова - ведущий режиссер Театра Маяковского, автор знаменитых и, что важно, кассовых спектаклей: "Кин IV", "Чума на оба ваших дома", "Шутка мецената", "Не о соловьях". Проработав в Маяковке почти пятнадцать лет, режиссер наконец-то "дошел" до своей мечты - до постановки самой пронзительной и самой непростой пьесы норвежца Генрика Ибсена "Строитель Сольнес". Премьера - завтра.

- Татьяна, до последнего времени ваши спектакли занимали большую часть репертуара театра. Они же приносили театру доход. Изменилось ли что-нибудь с приходом нового худрука Арцыбашева? И как складываются ваши с ним отношения?

- Они "приятны во всех отношениях". Как худрук и как мужчина он ведет себя чрезвычайно достойно. То есть все берет в свои руки: занимается репертуаром, знакомится с труппой, с условиями жизни артистов, отсматривает репертуар.

- Что-то из вашего уйдет со сцены?

- Нет, наоборот, он всячески пытается поддержать мои постановки, ищет информационных и прочих спонсоров.

- То есть атмосфера в театре рабочая?

- Да. В театре много заделов, все по углам что-то репетируют, и он это поощряет. Беспокоится за филиал, который, кстати, Гончаровым создавался как полигон для экспериментов, а теперь стал обычной прокатной площадкой. Так что после "Сольнеса" мы займемся Сретенкой.

- Как вы вышли на эту "нелегкую" пьесу?

- Эта пьеса - из величайших в мировом репертуаре. Как сказал Хейфиц, "когда "Сольнеса" берут в репертуар, собирают лучших артистов". Это пьеса того же уровня, что и "Гамлет", что и "Фауст", что и Чехов. Для меня по крайней мере. Но "Сольнес" для меня - это еще и такой норвежский вариант "Лолиты" в самом высоком смысле слова. Речь идет о творческом тупике художника, и мы пытаемся разобраться, что такое тупик: остановка для осмысления или действительно тупик, и что из него выводит.

- И что же?

- Ничего нового я говорить не собираюсь, поскольку из тупика, как и всегда, выводит только любовь. В "Сольнесе" эта любовь, скажем так, непростая. В критический момент в дом к строителю попадает девчонка - ну, приземляется просто как инопланетянка - и тут начинается самое интересное: кровь закипает, жизнь бежит и все такое. Но, счастье и радость пугают - они слишком велики для человека. От них шаг до гибели. Что и происходит.

- Насколько автобиографичен выбор пьесы? Бывали ли вы в ситуации Сольнеса?

- Там ведь не только страх перед творческой немощью - там страх перед молодым поколением, которое наступает на пятки. Страх быть немодным, несовременным, не попадать в ногу. А это наши современные фобии, от которых никто не застрахован, правильно? Что касается меня, я испытывала что-то похожее, но со стороны молодого поколения - по отношению к моему учителю Гончарову в первую очередь. Поэтому я хочу посвятить спектакль всем великим строителям ХХ века. Там и так полно цитат и парафраз из Феллини, Висконти, из Фрейда, из той же "Лолиты". Конечно, я пытаюсь исследовать пути выхода из тупика. Больше всех в этой ситуации мучается сам Сольнес - актер Леонид Кулагин. "Диалог с Богом" ему дается со страшным трудом - тем паче, что он человек верующий. А вообще эта пьеса местами что минное поле: пройти по ней и не пропасть очень сложно.

- А кто играет "Лолиту"?

- Это Маша Машкова, дочка Владимира Машкова и Елены Шевченко, ей еще нет шестнадцати, она не актриса, но ее юность и органика не требуют игры, а говорят сами за себя. Она ребенок, который попал на площадку, и это было принципиальным решением. Поэтому ее переиграть невозможно - ну, как животных. У нас есть в спектакле черепаха Кузя (вернее, черепах) - так вот, Маша - она как черепаха: ни одной фальшивой ноты. Я вообще считаю, что она - открытие для театральной Москвы: если, конечно, сцена ей понравится и она станет учиться. Хотя со мной, как я говорю ей в шутку, она уже прошла два курса ГИТИСа.

- "Сольнеса" вы даете в новой "литературно-сценической редакции". Зачем?

- "Сольнеса" переработал один молодой московский поэт, так что в результате получилась даже не литературная редакция, а что-то вроде размышлений на тему сегодняшних проблем художника: с чем его едят и, главное, как его едят.

- Да, раньше ели "с чем", теперь действительно - "как".

- То есть благодаря этому пьеса вышла еще и о том, что случается с художником, когда он превращается в изолированную и самодостаточную систему. Когда, иными словами, художник сам загоняет себя в угол. Да, Сольнес листает новые журналы по архитектуре, он изо всех пытается успеть на уходящий поезд, но все это происходит через силу, ему приходится ломать себя, свои правила и привычки.

- Тема-то - актуальная...

- Конечно! Это ж проблема нашего времени - или ставь на себе крест и сажай картошку, или осваивай новые технологии и двигай дальше. Пример для меня в этой ситуации - покойный Григорий Горин, который легко пересел за компьютер, да так, что его из интернета вытащить не могли, и адская машина стала чуть ли не точкой раздора в его семье. Но цивилизацию-то не остановишь, да? Просто надо не забывать, что есть еще культурный космос, где сохраняется, как в компьютере, все. Это, кстати, тоже один из выходов из тупика.

- А почему вы пригласили на главную роль артиста из Брянска?

- Кулагин - актер чрезвычайно гибкий, что называется, "пластилин": ловит замечания, ждет их, талантливо распределяет. Артист он востребованный, на ТВ прежде всего. А в Брянск он сам себя сослал, когда понял, что не хочет быть в постоянной труппе. Увлекся режиссурой, уехал в Брянск, откуда он родом, где и возглавил театр. Так и живет на два города.

- А кто строил все эти потрясающие домики на сцене?

- Это строил Станислав Морозов, работавший и с Эфросом, и с Фоменко. Все делает своими руками - бегает по Москве, покупает материал, чертит, кроит, рисует, носится по цехам, смотрит на костюмы, которые делает Маша Данилова, - как они на фоне его домиков покажутся.

- А музыка?

- Помимо Малера и Нино Рота у нас поработал Алексей Щелыгин, который и раньше со мной работал, так что на сцене играет живой оркестр, он же бродит по залу, он же играет в фойе, пока всех не "достанет". Тут Сольнес и бросает в тубу мокрую тряпку. Мол, заткнитесь.

- То есть вы там веселитесь - в тупике? Но ведь у Ибсена юмора кот наплакал...

- У нас вышел "сегодняшний ракурс" - с учетом того, что наросло в культуре. Мы попытались доказать, что Ибсена можно играть и под Малера, и под "Амаркорд", и под Щелыгина. Со старым профессионалом Кулагиным и с юной до безобразия Машковой.

- И с черепахой?

- И с черепахой. Просто только так что-то и может в наши дни на театре получиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1309
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1328
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
1843
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
1742

Другие новости