Не перестаешь удивляться русской любви к рождению "не то сына, не то дочери", а заодно и тому, с какой наивной трепетностью организаторам фестиваля удается устраивать это мероприятие уже в течение 4 лет. И все это время фестиваль пытается не то занять, не то выстроить выставочную нишу для всех сразу - строителей, архитекторов, дизайнеров. И все никак не удается. Фестиваль то обретает лик строительной ярмарки, которых и так в Москве проходит предостаточно, то оборачивается посеревшей тенью "Арх-Москвы".
Основным сюжетом фестиваля является конкурс на лучший интерьер. Из-за этого фестиваль распадается на две самостоятельные половинки. В одной - вещи по большей части технико-практического плана. Представление новых отделочных материалов, принципов конструирования пространств, мастер-классы и консультации дизайнеров и технологов. А вот другая половинка - это выставка проектов интерьера и предметного дизайна. Здесь-то и проходит конкурс.
Незадолго до начала фестиваля по стране (да что там по стране - по всей Европе!) проносится надрывный вопрос организаторов - где вы, таланты, ау! Так, помимо традиционных участников - Москвы, Санкт-Петербурга, Самары - на фестивале оказываются представители Латвии и Югославии. Молодые и не очень, новички и опытные матера не только оказываются все вместе, но и соревнуются между собой. Такой мастер, как Михаил Филиппов без смущения соседствует с архитектурной группой "32 декабря" или архитектурным бюро "Erman&Klodt". Хотя чего уж тут смущаться, когда эта "молодежь" имеет более десятка реализованных проектов.
Но ни географический, ни эпохальный разброс участников не снимает странного ощущение дежа вю во время просмотра представленных на конкурс проектов. В голове мелькают страницы бесчисленных журналов по дизайну, вспоминаешь милую нахальную копийность провинциальных городов. И такая удивительная начинка присутствует чуть ли не в каждом проекте.
Это понятно относительно интерьера развлекательного центра в Набережных Челнах, в котором авторы, кажется, навертели всего, что знали и когда-либо видели. Здесь и промышленные трубы под потолком, и прозрачные барные стойки, и полосатые стены, приправленные невозможным голубоватым освещением. Подобные "эксклюзивы", казалось бы, невозможны для столичных авторов, но нет. Столь модная ныне эклектика, порою очень изящная, на выставленных проектах пляшет самые дикие танцы. "Интерьер в ярких красках", представленный Константином Синициным потрясает угрожающе неправильным пониманием архитектурного пространства и его составляющих.
Встречаются и другие крайности, которые сложно даже назвать крайностями из-за их полного безличия и откровенной копийности. Как, например, интерьеры бутиков от архитектурного бюро "М.Арх" или квартира от дизайн-бюро "Инь и Ян". Во всем этом многообразии повторений и откровенно скучных проектов слабую надежду на наше интересное красивое архитектурно-дизайнерское будущее вселяют только два экспоната. Один - от студии "Диез" с ее дизайнером Игорем Шашковым. Его ажурные интерьеры в мавританском стиле весьма приятны и утонченны. Также симпатичен проект реконструкции Нацпромбанка И.Шалминым и Е.Барсуковым: интерьер, превратившийся в один большой стально-стеклянный бункер, хотя бы ироничен.
В этом году устроители ввели еще одну номинацию - "Деталь интерьера", и казалось бы, этих вот деталей должно быть много, но и тут опять разочарование. Представленные детали - это в основном, как ни странно, посадочные места разных мастей. Может быть, устроители выдвинули тайный лозунг - "лишь только бы усесться". Тут и пуфики-кактусики от Александра Шевчука, и почти массажные кресла со множеством выпуклостей, и полосатые стулья от Бориса Уборевич-Боровского.
Все это разнообразие предстоит оценить весьма представительному жюри. Тут и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, и знаменитый Александр Бродский, и худрук Центра современного искусства Леонид Бажанов. Гордостью организаторов фестиваля является то, что в жюри будут такие известные дизайнеры, как Карим Рашид и Паоло Рицетти. Многократные победители конкурсов в области архитектуры и дизайна, работающие с самыми известными фирмами, они, как это ни боязно, будут оценивать конкурсантов. И когда думаешь об этом и вспоминаешь все представленное, становится еще горше от неумелости и скучности наших дизайнеров. Особенно сложно придется Кариму Рашиду с его любовью к новым технологиям, ярким краскам и текучим прозрачным формам. Придется вспоминать ему другую свою любовь - к русским конструктивистам.