Началась же неделя с того, что Александр Голутва провел пресс-конференцию, на которой дал разъяснения по поводу снятия Владимира Грамматикова с должности главы Студии детских и юношеских фильмов имени Горького. Мотивация решения такова: за последнее время на студии не снято ни одного детского фильма, да и взрослое кино снималось нерегулярно (не говоря уж о слабом его качестве). Долги студии значительно превышают балансовую стоимость ее самой, к тому же не выплачены многие авторские вознаграждения. По неофициальной информации, крайне неблаговидную роль в делах студии играл сын Владимира Грамматикова, занимавшийся некими финансовыми махинациями. В заключение Голутва посетовал на основную проблему в реорганизации кинопроизводства: "Руководить студиями некому. Есть определенная среда, препятствующая появлению в кинопроизводстве сторонних менеджеров. А своих сильных организаторов эта среда не рождает".
Параллельно развивается конфликт Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии (КСК) и Союза кинематографистов России. Придя в среду на работу, сотрудники КСК обнаружили двери своих помещений на Васильевской опечатанными. Имущественные тяжбы КСК и СК тянутся давно. КСК ссылается на договор от 09.12.1992 г., который гласит: "СК России предоставляет Конфедерации в бессрочное и безвозмездное пользование следующие помещения в принадлежащем ему на праве собственности здании ЦДК: комнаты 28-34, 39... Расторжение договора в одностороннем порядке не допускается." Но это справедливо в том случае, если считать правопреемником СК СССР именно КСК (что она и делает). Союз же ссылается на свое право глобального преемника всей собственности СК СССР на территории России, а стало быть, и Москвы. Поэтому еще 19 июля 2000 года председателю КСК Рустаму Ибрагимбекову было направлено письмо, подписанное первым секретарем СК России Игорем Масленниковым о расторжении договора. А 27 марта 2002 года тот же Масленников издал указ о помещениях, занимаемых КСК, в соответствии с которым они должны быть опечатаны.
Ситуацию осложняет то, что истоки конфликта многими забыты и уже не кажутся актуальными. Ведь передел имущества СК СССР происходил в слишком бурную эпоху перестроечных реформ и правовой неустойчивости. Печально, что в отсутствие культуры интеллигентного разрешения подобных ситуаций действия по возврату помещений в лоно СК РФ выглядит не как справедливая акция, а как унижение одних кинодеятелей другими.
Напомним, что права на владение и эксплуатацию Киноцентра оспаривают те же киноструктуры. Комнаты, занимаемые КСК, конечно, отвоевать гораздо проще, чем огромное здание Киноцентра. На состоявшейся вчера в Киноцентре пресс-конференции, которую устроило правление Конфедерации, его глава Рустам Ибрагимбеков дал свои комментарии к ситуации:
- Война с Конфедерацией - это часть войны с Московским СК, с Киноцентром, с Киноакадемией и с премией "Ника", которую пытаются упразднить. Правление СК ведет наступление на кинематографическое сообщество с целью выстроить его в линейку, которая будет подчиняться одному центру.
...И хотя имя Никиты Михалкова не прозвучало ни разу, понятно, что именно он и его сторонники имелись в виду в качестве антагонистов. Ходят слухи, что у правления СК России есть план начать в здании Дома кино глобальный ремонт, после которого помещения могут быть сданы в аренду.
Пока же Конфедерация принимает ответные меры: ею будет подан иск на СК России. Но предсказать его результаты сложно.