В московской балетной афише есть спектакль "Наполеон Бонапарт". Там исторического персонажа играют три танцовщика. Теперь вслед пошли Дон Жуаны.
Труппа "Русский камерный балет "Москва" обзавелась новым спектаклем. В программке балета экземпляры Дон Жуанов аккуратно пронумерованы, но после номера три стоит многозначительное многоточие: намек на то, что донжуанство - массовое явление. Три донжуана этого балета явно не вышли еще из подросткового возраста - оттого они слегка жмутся, когда напирают на женщину, и много пижонят, когда им хочется смыться. В случае, если страсти накаляются, доходя до экстаза соития или скандала, - звучит группа "Волков трио" или "Коил", в крайнем случае - Шостакович. Если любовники устали или приходят к временному согласию - их убаюкивает Бах с Моцартом.
Хореограф Наталья Фиксель ничего не порицает, она оправдывает. Балет так и называется - "Оправдание Дон Жуана". Потому что как волка ни корми, он все в лес смотрит, так и мужика, как ни держи, а захочет изменить - хоть посади на цепь, не поможет.
Я не просто так рассуждаю. Я описываю хореографию этого современного неклассического балета. Партнеры с силой "выдирают" друг у друга конечности, взаимно хватаются за любые части тела и бросают свою лучшую половину не глядя куда. Дуэт Анжелики Шевченко (Лаура) и Романа Андрейкина (Дон Жуан номер 2) делает это лучше других. В какой-то момент здесь танцуют вальс, лежа на полу, а кто-то впадает в фетишизм и в уголке объясняется в любви к дамскому халату. Композиция тихо тает в невнятном перечне эпизодов. Встретились - разошлись. И все дела. Одна радость критику: сидишь и думаешь, до чего занятно преображается в балете бестелесное житейское выражение "носить любимую на руках" - во вполне буквальные поднятия тяжестей.