Валерий Михайловский - бывший премьер театра Бориса Эйфмана. Давно покинув Б.Э., он основал собственную труппу - Петербургский мужской балет, российский аналог европейского коллектива "Трокадеро де Монте-Карло". Периодически на маскулинных и не очень работников труппы специально ставятся спектакли. Но прежде всего название "Мужской балет" значит, что все классические партии (в отрывках из старинных балетов) исполняют танцовщики. Оцените двойное трудолюбие артистов, которые должны владеть как своей, так и женской, на пуантах, техникой исполнения.
Ход в принципе беспроигрышный. Если мужской торс полуголо одет в балетную пачку, короткая стрижка уложена в дамские крендельки, лицо накрашено под личико, а жеманство двусмысленно - эффект будет, причем независимо от иных качеств предлагаемого искусства.
Впрочем, в первом опусе ничего такого не было. На сцене зала имени Чайковского "михайловцы" показали премьеру - авторскую программу американца Кристофера Флеминга "Взгляд со стороны". Ее первая часть называется "Отражение себя". Балет на музыку Вивальди, Римского-Корсакова и ритмические импровизации навеян (по программке) балтийскими дождями Северной Пальмиры и ее же архитектурно-балетной геометрией. С присовокуплением рассуждений о "загадочности мостов", "чувстве долга перед своим талантом" и "взгляде со стороны" на город, театр, труппу и творчество. Никакой связи, даже опосредованной, с изложенным высокопарным текстом не было. В хореографическом оливье смешаны общие места из балетного класса, оттопыренные бедра от неоклассики и современное "сумрачное" сознание. То, что поставлено, требует гораздо большей умелости в непародийном исполнении классики, чем в состоянии предложить "Мужской балет", весь поголовно в красных трико. Солирующий Валерий Михайловский, когда-то очень пластичный, увы, теперь пребывает в чересчур пожилом - по балетным меркам - возрасте. Лишь маленький и ловкий Алексей Кульпин (в любом традиционном театре он исполнял бы роль Шута в "Лебедином озере") юрко переворачивался в воздухе, делая перекидные прыжки-жете под шлягерный "Полет шмеля".
После закуски - "отражения" в культуре Петербурга - Флеминг предложил главное блюдо: дивертисмент из пяти отрывков классических балетов в авторизованном гостем виде. Бывший танцовщик "Нью-Йорк Сити баллет", поставщик спектаклей для провинциальных американских трупп, Флеминг придумал выигрышный с его точки зрения ход. Чтобы оживить затасканные от чрезмерного употребления классические отрывки, он ввел во все эпизоды лесничего Ганса из "Жизели". Такая вот, как говорил Мандельштам, неумолкаемая цитата.
Ганс (тот же артистичный Алексей Кульпин) не просто путешествует по текстам балетов. Он тоже отражается - в юмористических редакциях классики. Эффект построен на том, что маленькие мужчины-женщины часто любят крупных женщин-мужчин. И наоборот. Все партнерши(ры), долговязые балетные принцессы на голову выше кавалера, отчаянно придуриваются, заманивая лесника в любовные сети. Насмотревшись на брутальных одетт и крупномасштабных маш, лесник-однолюб всех гонит прочь, примеряет на себя лавры принца Дезире из "Спящей красавицы" и оживляет покойницу(ка) Жизель поцелуем в лобик. Мотивы Флеминга: никуда без хеппи-энда. Отвергнутый мосластым Жизелем неудачник Ганс не мытьем, так катаньем должен наконец получить свою долю счастья, а зрители - причитающуюся порцию хохота. Или снисходительной улыбки. Кому как.