0
814
Газета Культура Интернет-версия

21.03.2002 00:00:00

Гергиев под занавес

Тэги: фестиваль, балет, гергиев, мариинка


К закрытию фестиваля в Мариинский театр подоспел Валерий Гергиев. Присутствием на спектаклях художественный руководитель-директор балует свой театр не часто. Заявленный дирижером и музыкальным руководителем премьерной "Золушки", он не появился и ко второму спектаклю, открывшему фестиваль. Гергиев прибыл лишь на закрытие - за пятнадцать минут до начала гала-концерта и успел представить прессе новый памятник - гипсовый бюст императрицы Марии Александровны, в честь которой назван театр. Бюст скопировали с оригинала из музея Павловска.

Сам концерт прошел на звездном уровне, причем, что не столь уж часто случается, звезды соответствовали своим титулам в полной мере. Из-за внепланового отъезда премьера Опера де Пари Николя Ле Риша балет "Юноша и Смерть" танцевали наши Юлия Махалина и Андриан Фадеев. Однажды удачно созданный спектакль у них сохранил живое дыхание дуэта. После напряженного драматизма в фокинском "Видении розы" с Жанной Аюповой и Владимиром Малаховым атмосфера казалась особенно разреженной. В цветочном призраке, колышущемся на потоках воздуха, была, правда, заметна некоторая усталость - Малахову на фестивале досталась самая большая нагрузка. Зато французские гости к финалу решили наконец станцевать в полную силу. И выбрали для этого наиболее удачный репертуар. Па-де-де Гзовского на музыку Обера в исполнении Аньес Летестю и Жозе Мартинеза, пожалуй, могло бы примирить французов с мариинским стилем. Забавно и трогательно было наблюдать, как балерина пыталась "вздохнуть" кистью руки или корпусом. Мартинез продемонстрировал мягкий и легкий прыжок, четкие заноски. Вторая пара не смогла достичь такой же согласованности дуэта. Баланчинское па-де-де на музыку Чайковского ковыляло от па к па. Орели Дюпон танцевала, как обложенная ватой, - словно не француженка, а немецкая бюргерша. Зато Манюэль Легри на этот раз не жалел себя. Разве что на вариации не стал предпринимать попыток обводить круги-ронды над ушами, как это принято, - но, оказывается, так даже лучше. Главное в баланчинской хореографии точность и чистота исполнения, а здесь Легри был безупречен: вращения, заноски, большие прыжки. Наконец-то он безоговорочно предъявил себя как безукоризненного танцовщика. Жаль, что только для па-де-де, а не спектакля.

Дуэт из "Бахти" заменили на дуэт же "В ночи", то есть Бежара - на Роббинса. Фарух Рузиматов все-таки не решился станцевать дуэт, исполнение которого не согласовано с автором: одно дело благотворительный концерт даже в присутствии британского принца Майкла Кентского, другое - международный гала. Рузиматов, таким образом, вновь прошел мимо фестиваля. Диана Вишнева танцевала первый из трех "ночных" дуэтов, казалось, соединив в одном настроении все три, причем акцентировала не первый - о встрече, а третий - о разлуке.

"Гостевой театр" этого фестиваля - Франкфуртский балет показал "Artifaсt II" Уильяма Форсайта. Тотальный танец-лабиринт - экстремальное зрелище для академического театра. Интенсивность движения выматывает и танцовщика, и зрителя. Рафинированная уродливость фигур подчеркнута бесстрастно предъявляющим некрасивость костюмом, беззастенчиво вывернута на всеобщее обозрение сцена: открытые кулисы с техническими конструкциями (аукнулась недавняя "Золушка"). При этом Форсайт двумя парами танцовщиков на пустой сцене создает ощущение эпичности. Его танец более абстрактен, чем у Баланчина: баланчинская "бесфабульность" в сравнении с Форсайтом кажется сюжетом драмбалета.

Баланчинские "Бриллианты" со Светланой Захаровой и Владимиром Малаховым выглядели невероятным контрастом к Форсайту. Оба исполнителя невероятно точно совпали здесь в пластическом соответствии, у обоих главным была не безукоризненная точность выполнения хореографии, а удивление перед возможностью неожиданного интонирования привычных танцевальных оборотов. В "Бриллиантах" состоялся и единственный в этом вечере выход кордебалета - безукоризненно мариинский ансамбль в лучшей своей форме.

Жаль только, что в классическом балете золотой запас классики почти исчерпан. После прошлогодней "Пахиты" - нынешние "Бриллианты". Для следующего фестиваля осталось разве что гран-па "Раймонды". А дальше? "Оживленный сад" или "Сон Дон Кихота"?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
622
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2347
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1556
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1186

Другие новости