В Испании живет человек по прозвищу Марсел.ли Антуанес. Да-да, я не опечатался - между "Марселем" и "ли" - точка, как в имени сетевого ресурса: ng.ru или что-то в этом роде. Так вот этот самый Марсел.ли - настоящий рукоблуд кибернетических перформансов, человек-домен, магистр робототехники. Окруженный дудками-самогудками, гитарой на курьей ножке и барабаном с компьютерной перепонкой, он кривляется перед зрителем, словно муляж терминатора в каком-нибудь провинциальном европейском диснейленде. Обвязанный проводами и чувствительными сенсорами, он с трудом передвигается по сцене, кудахчет в микрофон, смеется. Все это происходит на фоне большого экрана, на котором показывают мультик - придурковатые картинки вроде бы из жизни Одиссея, ахейского мужа и Хейердала. Одиссей - это Антуанес, вымазанный желтой краской.
Вот он кусает мужчин за соски, плюет им в лицо, залезает шаловливыми ручонками в исподнее. Потом так же мучает женщин. И снова мужчин. И снова женщин. Мужчины и женщины довольны, им хорошо. Похоже на домогательства сирен. Помните? Одиссей, привязанный к мачте, плывет по волнам, а вокруг него сонные деву поют песню смерти.
А вот дальше: какие-то кишки, окровавленная печень, выпуклые ребра. Меж этого перемещается человекоглаз - красное тельце и огромный выпученный зрачок. Потом план сменяется, и нам уже видна группа товарищей с заточенным бревном в руках. "Это Ленин, смотри, это Ленин", - визжит зал женскими голосами. Нет, девушки, это не Ленин, это Одиссей спасается от циклопа.
Или вот еще: молодой человек поглаживает свой метровый фаллос. Налитый кровью и донорским семенем член едва влезает в экран. А потом у этого юноши вырастают уши, и Улисс-Антуанес отрезает ему голову: чего со свиньей церемониться. Это, как нетрудно догадаться, в гостях у нимфы Калипсо.
А потом какие-то негодяи мажут маслом незнакомую женщину. Эротично так мажут, весело. Но в следующей мизансцене эту же самую пышногрудую незнакомку мажет Одиссей. Уже не маслом, а шоколадом. Поливает взбитыми сливками, ласкает. Зрителю понятно - это Пенелопа. Нехорошие господа вокруг нее - женишки, которым суждено умереть. Вскоре сцену смерти мы и наблюдаем - опять выпотрошенные кишки, бидоны крови и разброд. Пенелопа освобождена, Одиссей счастлив. Заканчивается мультик сценкой из рекламы хрустящих леденцов: "Ля, ля, ля, вместе будем наслаждаться". Среди зеленых насаждений бегает умытый Антуанес, очищенная от шоколада мамзель и крошечный гермафродит - то ли Эней, то ли Красная Шапочка. Конец фильма. Смешно. Интересно только, какое отношение это имеет к театру? Да и вообще к понятию "перформанс".
Что-то похожее выставлялось недавно в знаменитой финской галерее KIASMA. Много комнаток, в каждой по телевизору. В телевизоре - картинка, а подле - какая-нибудь штучка: яблоко там или вспоротый пакет от вермишели. Словом, искусство. Антуанес в этой "Афазии" - та же вермишель, только говорящая. Вернее - играющая на всех этих электрических тромбонах и балалайках, издали напоминающих гранатометы и снайперские установки (недаром были проблемы на таможне).
Антуанес - не актер, а бродячий тапер-хакер, рисующий по ночам лупоглазых масянь, а затем выставляющий себя на их фоне. Вместо расстроенного пианино - Windows-98, вместо котелка - энцефалоскоп. Сигарка в мониторе, лаковые ботиночки в перспективе. Забавно, дорого, архаично. www.neteatr.com