"Метро" стоило больших денег, "Волосы" - маленьких. В "Tomorrowland" плохо пели и стрелял картонный танк, в "Норд-Осте" пели прилично и бомбардировщик был как настоящий. Московский зритель посмотрел на все это и определился в требованиях: хочу, чтоб дорого, сладкозвучно и никакого картона.
"Дракулу" - пятый, кажется мюзикл в России - сочинил чех Карел Свобода. Сочинил на совесть и случилось это, надо сказать, довольно давно - в 1993-м. Кто бы мог подумать тогда - в солнечной свободной Праге, что через девять лет на репетициях в концертном зале "Академический" будут сидеть бородатые мужи из Московской Патриархии и что-то бодро записывать в блокноты - вдруг музыканты чего богопротивного сыграют? Однако то ли все оказалось вполне невинно, то ли у организаторов шоу нашлись какие-то веские аргументы, но мюзикл пропустили и даже поддержали в мэрии.
Можно отыскать множество поводов уязвить постановку. Например, за неясный сценарий: вроде бы все в точности соответствует обычной конструкции мюзикла, но, кажется, что-то подсократили и скомкали финалы обоих актов. Можно с удовольствием похихикать над незамысловатыми пассажами вроде "Душка и сексапил, кровь нашу пил и пил" или оркестровками, напоминающим обо всех голливудских блокбастерах разом. Можно также поморщиться, распознав каждую вторую мелодию - к примеру, ария одной из вампирствующих героинь "Жить" один в один повторяет предсмертную песнь Эсмеральды из "Нотр-Дама". Песня та называется, кстати, "Vivre". Можно многое, но стоит ли?
Пока мюзиклов в городе набирается не больше пяти, кидаться на них с претензиями крайне просто. Большинство постановок адаптированы, а потому издалека везут сюда хореографов, хормейстеров, педагогов по вокалу, постановщиков. Ведут бесконечные кастинги и учат избранных петь, как в мюзикле, передвигаться, как в мюзикле, падать в обморок, как в мюзикле. Результат отнюдь не безнадежен. Пока "Дракулу" играют и словацкие, и русские артисты. Из лучших - Франтишек Дюряч в заглавной роли и Алеся Маньковская - в роли Лорейн. Поют отменно, особенно если учесть, что Дюряч сыграл кровавого графа уже более трехсот раз, а Маньковская выступает в подобном качестве впервые. Да и музыка Свободы по-хорошему монументальна, и стотонные декорации в дыму впечатляют. Пафос постановки в целом позитивен - твори добро на всей земле.
Приятно, что "романтический мюзикл, сага о любви, которая сильнее смерти" - проект отнюдь не претенциозный. Рассматривать его следует как любопытный театральный опыт в контексте приобретения мюзикловых навыков. Посмотреть тоже надо. Если вы, конечно, не циник и пышные саги о любви не вызывают у вас стойкой аллергии.