0
668
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2002 00:00:00

Председатель

Тэги: фокин, театр, спектакль


- Имя Арто связано с неким риском?

- Для меня риск - понятие очень определенное. Я рискую теми умениями, которыми я обладаю. Если хотите, можете назвать их штампами. Я рискую количеством спектаклей, которые я сделал. Мне хочется это все перечеркнуть, хочется начать все с начала.

- Этот спектакль - первый шаг?

- Нет, это не совсем так. Задача этого спектакля совсем другая. Когда я говорю, что хочу все сломать, к Арто это имеет скорее литературное отношение. Цель этого спектакля - приблизить этого персонажа к нам. Ведь его имя десятилетия было закрыто, а потому порождало разнообразные мифы. Есть целые театральные студии, считающие, что работают по методике Арто. Вместе с тем никакой методики не существует.

- Если нет методики, если нам имя Арто ни о чем не говорит, то почему вдруг он стал так много значить для русского театра? Все говорят: "Арто, Арто".

- Я думаю, что сейчас происходит то, что происходило в начале шестидесятых годов: момент накопления прошел и надо ждать взрыва. Мы чувствуем это и по тому, как молодежь сейчас поперла, и в драматургии происходят сдвиги. И в такое время всегда нужно имя, радикальное, бунтарское, мощное. Арто - такое имя. Поэтому в Центре Мейерхольда возникла программа, где мы пытаемся исследовать отсутствие его методики, пытаемся приблизить к зрителям и к себе его желания, его мечтания, его грезы. Он ведь обладал гениальным интуитивным видением, и болезнь только способствовала этой интуиции.

- Кстати, а каким образом определялись участники этой программы? Почему для постановок были приглашены Епифанцев, Урнов, Рощин и Сенин?

- Честно говоря - это был мой выбор. Мой и моих товарищей. Конкурса мы не проводили, никакого собеседования тоже. Я считаю, что эти молодые режиссеры - одни из тех, кто сегодня в Москве существует. Всего их шесть-семь человек, и это большая цифра.

- То есть поколение взрыва образовалось.

- Конечно. Образовывается эта группа, она совершенно очевидна. У них очень много проблем, и это нормально. Но я считаю, что самое главное для них сейчас - сохранить себя. Сохранить свою индивидуальность. Ведь очень много соблазнов, например, работа в стационарном государственном театре за стабильную зарплату. Когда режиссер гибнет, обслуживая звезд.

- Отлично, что же ему делать? Отказываться от предложений?

- Нет. Ни в коем случае отказываться не надо. Эти соблазны все равно будут. Тут вопрос в том, как найти золотую середину. Просто надо реально оценивать ситуацию: понятно, что человеку надо что-то есть, надо зарабатывать деньги. Но в какой-то момент в режиссуре должны сойтись профессиональный и жизненный опыт. А если думать только о деньгах - ничего не получится.

- Означает ли это, что режиссеру нужно сколачивать вокруг себя команду единомышленников?

- Я думаю обязательно надо сколачивать. Обязательно! Ведь как показывает история, театр именно таким образом рождается. И не надо сидеть и ждать этого взрыва. Надо сейчас создавать для этого условия. Например, создавать свободные площадки. Но для этого надо раскачивать всю модель - она сама не поедет. Ведь сейчас что происходит? Театров очень много. Они забирают деньги, которые могли бы быть по-другому распределены - правильно в творческом отношении. И все это понимают, но никто ничего не делает, потому что не хватает смелости. Потому что всех этих людей надо переучивать, ведь они ничего не умеют делать! Они и на сцене, правда, ничего не делают.

- Но заработную плату получают. Причем не от частного инвестора, а от государства.

- Более того, они еще и в претензии. Они считают, что кормление и жизнь на деньги налогоплательщиков - это нормально. Жуткая, упертая демагогия на генетическом уровне.

- Завтра состоится премьера вашего фильма по "Превращению" Кафки. Когда-то вы ставили одноименный спектакль. Это экранизация того, что было?

- История возникновения этой картины случайна - просто появились деньги. И отказаться было бы преступлением. Вообще-то мне хотелось уйти от того спектакля. И вместе с тем я думаю, что это все-таки фильм театральный. Поэтому, например, там нет спецэффектов, которые коробили меня своей искусственностью. Для меня это был очень интересный опыт, я очень доволен актерами, очень доволен Мироновым. Очень правильно, что снимался он.

- Вы смешно сказали про деньги: "Не взять - преступление".

- Смотря на что дают. Когда дают на Кафку - преступление.

- И сколько вы взяли?

- Что-то порядка двух миллионов долларов. Для широкоэкранного фильма это небольшая сумма. Была ведь и натура, и поездка в Прагу, и павильон.

- Вы ведете переговоры с Александринским театром.

- Я не веду никаких переговоров с Александринским театром. У нас есть программа, в рамках которой ведущие режиссеры поставят там по одному спектаклю, которые когда-то ставил Мейерхольд. Цель - обновить репертуар, немножко встряхнуть академию.

- Нет, говорят, что вы собираетесь занять пост художественного руководителя Александринки.

- Хм... Пока не предлагали. Но если предложат, я буду думать... И скорее всего откажусь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1998
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4062
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3089
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2530

Другие новости