На московские экраны вышла картина, обреченная прежде всего на интерес читающей публики. Фильм "Айрис" Ричарда Эйра посвящен Айрис Мердок, чье творчество балансирует на грани между изысканной литературой и популярными бестселлерами. Фильм тоже располагается где-то на полдороги между высоким искусством и непритязательной зарисовкой для посвященных. Режиссер подразумевает, что зритель должен прекрасно знать, кто такая Айрис Мердок и каково ее творчество. Сама же картина организована ощущением, что есть только два мига в человеческой жизни: мгновение молодости и мгновение старости. И это само по себе уже настолько трагично и насыщено энергией интимных переживаний, что остальное не важно. Ни муки сочинительства, ни слава - все это можно опустить.
Для вечности пускай останутся две Айрис. Юная и мудрая девушка (Кейт Уинслет), мчащаяся по лесной дороге на велосипеде вместе со своим будущим мужем (Хью Бенневилль). Теряющая память, но не чувства, смятенная Айрис (Джуди Денч), выпадающая из машины, скатывающаяся с откоса, вся в осенних листьях - в объятиях беспомощного мужа (Джим Бродбент). Джуди Денч сыграла драму человека, который теряет выдающийся разум, но не перестает быть самим собой. Душа и психофизика личности оказываются сильнее болезни и неумолимого времени. А любовь развивается как бы в обратной перспективе. В молодости все было просто и спокойно. В старости супружество стало нервным и даже немного "романическим".
У Ричарда Эйра историческая персона Айрис Мердок и ее муж, известный английский критик, превратились почти в мифологическую пару возлюбленных. Их можно добавить в ряд Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Паоло и Франчески, Петрарки и Лауры, Данте и Беатриче. Но в отличие от них герои Ричарда Эйра не страдали ни от каких преград и всю жизнь провели вместе. Но и целой жизни им оказалось мало. А вечность к ХХ веку давно упразднили. Ричард Эйр снял фильм о том, как могут быть несчастны очень счастливые люди.