В марте нашу кинообщественность начинает лихорадить солнечными и пасмурными предчувствиями. Виной тому не столько весна. Приближается церемония вручения премий Российской академии киноискусств "Ника". На сей раз лихорадка будет двойной. В Москве теперь две киноакадемии. Сила нового объединения кинематографистов хотя бы в том, что оно связано с именем Никиты Михалкова.
Не так давно - на V съезде Союза кинематографистов России - еще только шла речь о том, что, мол, хорошо бы организовать Национальную академию кинематографических искусств и наук. Но если Никита Михалков берется за какое-то дело, оно тут же обретает реальные очертания и глобальный характер. И вот уже состоялось первое собрание учрежденной академии. Оно походило на хорошо отрепетированное "показательное выступление".
Мгновенно и безальтернативно был выбран президент академии - режиссер Владимир Наумов. Еще быстрее проголосовали за состав вице-президентов. Ими стали Павел Лебешев, Геннадий Полока, Карен Шахназаров, Эдуард Володарский, Александр Бородянский, Глеб Панфилов.
"Ника" занималась только организацией конкурса, церемонии и раздачей премий. Новая академия обещает обеспечить невиданный размах творческой и научной деятельности, разработку системы проката и поддержки киноархивов. Всего более десяти направлений работы: от научно-аналитического отдела до издательского, от литературно-драматического до отделов детского кино и образования. Осуществимость этих планов весьма проблематична. Ведь многие из ответственных академиков давно вступили в преклонный возраст. Да и эпоха нынче не академическая. Лучшие силы кинематографистов уходят либо на поиск денег для съемок кино, либо на заработок денег просто для жизни. Впрочем, новая академия обязана своим появлением не только жажде теории и систематизации практики киноискусства.
"Ника" не устраивала Михалкова и ряд маститых кинематографистов именно как институт раздачи престижных "слонов". К тому же "Ника" недавно меняла структуру. Образовалась автономная некоммерческая организация кинематографистов (АНОК) "Ника" с Игорем Шабдурасуловым в роли генерального директора. (Президент академии "Ника" - Эльдар Рязанов.) А если "Ника" стремится стать устойчивее, то почему бы не учредить рядом с ней что-нибудь еще более авторитетное? "Когда шла организация Национальной академии, мы предлагали Юлию Гусману, Игорю Шабдурасулову и Виктору Мережко: пускай "Ника" станет национальной премией нашей новой академии. И, на мой взгляд, сделаться такой премией - это честь. Но предложение не было принято", - объяснил Никита Михалков. В результате у новой академии будет свой новый приз - "Золотой Орел".
Вообще Никите Михалкову, человеку такого масштаба и таких амбиций, адекватнее самому диктовать политику раздачи премий. И создание им "параллельной" киноакадемии и премии закономерно, как процесс естественного отбора. Автоматически возникает и конкуренция со старой "Никой" в борьбе за высший, то есть национальный, статус. В конце апреля состоится церемония вручения "Ники". А 29 мая, технично вписываясь в нишу между Каннским МКФ и сочинским "Кинотавром", пройдет вручение "Золотого Орла". Премия за лучший фильм составит 25 тысяч долларов, остальные призы - по 10 тысяч долларов.
В данный момент вовсю идет процесс добора и набора в академики обоих лагерей. У кинематографистов - горячая пора. Куда пригласят? К кому примкнуть? На чью академию уповать? У нас уже есть два МХАТа, два Театра на Таганке, два враждующих Союза кинематографистов - Российский и Московский, несколько Союзов писателей и художников. И каждое из перечисленных "раздвоений" обозначает консервацию кризиса в той или иной культурной сфере. Горькая ирония эпохи заключается в том, что и число киноакадемий с национальными премиями успешно растет на фоне затяжного кризиса российского кино. По прочтении списка претендентов на "Нику" охватывает паника и тоска. Теперь у нас есть другая академия. Жаль, что другого "параллельного" кино для нее пока нет. Впрочем, Никита Михалков полагает, что есть по крайней мере четыре еще не вышедших в прокат фильма, достойных "Золотого Орла". Если бы это было так хотя бы отчасти.