Из самого хорошо знакомого в лауреатском списке, безусловно, выделяются "U2", все-таки выигравшие в четырех номинациях со своим альбомом All That You Can"t Leave Behind (в том числе в категориях "Рок-альбом" и "Запись года", причем, что характерно - 2000-го), а также Гидон Кремер в классическом подразделении.
Публика радуется "нашей" победе. Феерический скрипач, тонкая натура, автор фестивальных проектов и собственного, базирующегося в Риге камерного оркестра "Kremerata Baltica", собранного из молодых музыкантов, Кремер действительно некоторое время назад был "нашим". Он родился в Риге, его первый язык - немецкий, он учился и играл в Москве, выигрывал международные скрипичные конкурсы как советский скрипач, в 80-е уехал на Запад и теперь живет в Париже, работает по всему миру, в том числе очень много - в Прибалтике. "Грэмми" Кремеру образовалась за диск с оркестром "Кремерата" с титулом "После Моцарта", изданный на престижной американской "Nonesuch".
Кремер, обожающий нетривиальный репертуар и открывать не затисканные элитарной коммерцией имена, здесь собрал свои и оркестровые записи авторов с бывшей советской территории, из бывшей советской мифологии. Главное действующее лицо, конечно, Альфред Шнитке. Другие уже не столь очевидны, поэтому выбор становится красив. Здесь имеется музыка еще Валентина Сильвестрова (ровесник Шнитке, киевлянин Сильвестров в свое время не был втиснут в известную тройку авангардистов и статусом не окантован) и Александра Раскатова - одного из принципиальных персонажей более молодого поколения, уже давно живущего в Германии. Это имя, к слову, больше знакомо на Западе, чем сильвестровское. В целом можно было бы говорить, что "Грэмми" удостоилась сразу целая компания "наших". Но по-хорошему ничего тут такого собственно "нашего" нет. Есть успех утонченного артиста, интеллектуала и предводителя молодых рижан Кремера, есть рост оркестра, которому всего пять лет, но который за это время сильно изменился, здесь еще удача "Nonesuch". В ее плане, кстати, уже стоит еще один cd-проект "Кремераты", на котором тоже есть русская неклассическая музыка: осенью выходит "Variaty & Variations".
Из кажущегося не столь сугубо знакомым в числе лауреатов "Грэмми", самый не стандартный - главный победитель. Выигрыш по четырем номинациям (в том числе по главной - "Альбом года") саундтрека к фильму братьев Коэнов "О, где же ты, брат", выполненного из корневой американской музыки, стал сенсацией нынешней церемонии.