Потребность "дать ответ Западу" всегда давила на умы русских людей. Но в последнее время структура ответа слегка изменилась. Главное теперь - это ответ, а уже будет ли он носить характер повторения или это будет создание чего-то полностью противоположного (но зато своего), имеет второстепенное значение.
"Неделя декора журнала "Мезонин", открывшаяся в четверг в Музее декоративно-прикладного искусства, такого рода ответом как раз и является. От демонстрации достижений российских декораторов и презентации новых дизайнерских идей - до смелого сравнения наших достижений с западными. Это уже вторая попытка: первая, прошлогодняя, "Неделя декора" была совершенно иной: и по составу участников, и по представленным интерьерам.
В этом году 12 участников, отобранных на конкурсной основе, с легкостью освоили предоставленные им 600 кв. метров. Зрителю явлена огромная "коммуналка", в которой каждое из пространств (спальня, кабинет, кухня) оформлено каким-либо дизайнером. Громкие имена участников - а это Вероника Блумгрен, Дмитрий Великовский, Мария Якушкина, Андрей Дмитриев - вселяют легкое сомнение в том, был ли конкурс. Но это не так важно. Важно то, что они соревнуются не с иллюзорным заграничным дизайном, а со вполне конкретным английским декоратором - Мэри Фокс Линтон.
В том, что "Неделя" носит соревновательный характер, сомневаться не приходится. Как ни старались устроители дать каждому помещению свою функцию, на деле оказывается, что в квартире три спальни. А кровать у всех дизайнеров - явная доминанта. Оглядывая мужской кабинет Наталии Швецовой, женский кабинет Марии Якушкиной, огромное количество диванов, пуфиков, покрывал, невольно думаешь о том, что есть наша жизнь: неужели сон? Даже невиданная красно-оранжевая яркость этих комнат не спасает от философских мыслей, горестных из-за своей безответности.
Спасает мысль о еде. Наверняка уж где-где, а в комнатах, связанных с едой, наша тоска должна улетучиться. И вправду, кухня от Андрея Дмитриева (или, точнее, "размышления на тему кухни"), своей явной эклектикой привлекают. Как будто неправильно сложенный пазл, где табурет с облупившейся краской взят из картинки деревенского дома, а хай-тековские стулья - из фотографии новомодного интерьера. Тут же и барочные завитушки, и железная утварь. Того и гляди шарденовская кухарка начнет здесь соревноваться в готовке с воинствующей женщиной Ээро из американской кухни. Иллюстрируя историю развития кухни, Дмитриев не создает интерьер, а разрушает его. И привлекает именно это отсутствие претенциозности.
Продолжением темы приготовления и поглощения еды является столовая Дмитрия Великовского. Холод мягкого света, белого фарфора и стекла, согревающее дерево столешницы производят впечатление традиционного ресторанного интерьера. Приглашенные здесь отобедать должны стойко выдержать интерьер, где молчание гармонирует с обстановкой, а затем перейти в гостиную. Гостиная Мэри Фокс Линтон - это спокойная комната в палевых тонах. Вот она, истинно британская сдержанность. Удивительно, но где же современный британский дизайн, опережающий все остальные страны? Гостиную можно было бы отнести к строгой классике, если бы не подозрительное мерцание целлофана и яркие красные квадраты на зеркальной стене. Это своеобразный перевертыш. Убираем наполненную целлофаном подставку и кровавые пятна со стены - и вот перед нами традиционная классическая гостиная. Возвращаем все обратно - и вот уже является нервозное ощущение, как при виде всех современных интерьеров. Линтон виртуозно демонстрирует владение деталями, которые и создают интерьер сегодня.
Ни рассыпанный песок и африканские маски в ванной от Елены Шульги, ни истинно английские интерьеры с колониальным оттенком не являются ничем иным, как просто красивым пространством. Так же как и огромная детская от Вероники Блумгрен, похожая на необитаемый остров и на дом мартовского зайца одновременно. Тщательное, красивое исполнение, но без смыслового прорыва, как у Линтон, которая в качестве основы взяла простое общение с несколькими деталями.
Сейчас русские декораторы пока только пробуют все и вмещают в комнаты по максимуму. Оттого кажется, что каждая комната на выставке скрипит, не вмещая всего того, что в нее идейно и материально заложил создатель. Вот где проявляется нехватка опыта общения с кукольными домиками, в которых может существовать только гармоничный и легкий интерьер. МАРХИ и Строгановка слишком строги, и оттого понятие "интерьер как игра" не укладывается в головах русских декораторов.
"Неделя декора" отменила понятие игры и представила, как устроителям кажется, "интерьеры для жизни" (само уподобление выставки квартире говорит об этом). Это игры с цветом, материалами, что само по себе удачно для нынешнего этапа. А новые концептуальные идеи так и остались легкими тенями, кое-где мелькавшими на выставке.