Участник конкурсной программы последнего Берлинского МКФ "Корабельные новости" - кино негромкое, бытовое, в меру смешное, в меру драматичное. В общем, такое же, как десятки других фильмов из жизни тихих провинциалов. Только со звездами в главных ролях: две наикрасивейшие актрисы наших дней - Кейт Бланшетт и Джулианна Мур - могут подпевать Алле Пугачевой, когда-то мурлыкавшей, прикидываясь простушкой: "Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу┘" Мур и Бланшетт играют двух пассий Кевина Спейси, перевоплотившегося на сей раз в забитого типографского наборщика Койла. Спейси мало что добавляет к своей триумфальной работе в "Красоте по-американски", зато обезображенная дурной косметикой Бланшетт в роли его женушки или неожиданно асексуальная Мур в роли матери-одиночки - сюрприз.
После того как жена Койла - вульгарная потаскушка, продающая собственную дочь "по чеку", погибает в автокатастрофе, наш герой поддается уговорам тетки (Джуди Денч) и переезжает на родину покойного отца - Богом забытый остров Ньюфаундленд. Переезжает, несмотря на водобоязнь, причина которой (она же - причина общей затюканности Койла) явлена в прологе: папа учил сына плавать так, как, по легендам, учили плавать Сергея Есенина, - в омут головой и выбирайся как знаешь. Новым местом жительства Койла становится насквозь продуваемый дом-развалюха на скалистом берегу; от падения в море ветхую хижину удерживает лишь якорь. По ночам в окрестностях бродит то ли призрак, то ли старик-долгожитель, на призрака похожий. Гостями тревожных койловских снов становятся его боевые предки: лихие люди, морские разбойники, резавшие и бившие и чужих, и родных. Наяву же вокруг Койла вьется рой забавных чудаков (в их ролях отчего-то главным образом британцы - от Риса Айфэнса до Пита Постлетуэйта). Койл дебютирует в местной газетке ведущим вынесенной в заглавие рубрики. И в финале таки превращается в свободного человека: завоевывает сердце местной вдовушки (Мур), находит общий язык с фантомами прошлого и делает журналистскую карьеру: научается придумывать броские заголовки и поднимает голову против вредных для экологии нефтяных танкеров.
Как и было сказано, "Корабельные новости" мало чем отличаются от десятков картин из жизни населяющих глушь "застенчивых людей". Именно на такого рода фильмах съел собаку американский швед Лассе Хальстрем. Он не изменяет теме, начиная с принесшей ему мировую славу "Моей собачьей жизни", включая любимый российскими телеканалами "Что гложет Гилберта Грейпа" и заканчивая недавним "Шоколадом". "Корабельные новости" - кино очень ладное и складное, тщательно прописанное и придуманное выглядит тем не менее достоверным и по-человечески убедительным. Дело в верной интонации режиссера, и в Голливуде держащегося корней страны с периферии Европы. Обаятельная и неисправимая провинциальность Хальстрема удерживает его фильм от фальши в бытописании простаков. Европейское происхождение позволяет ему и расцветить традиционную гуманистическую драму нехарактерными для Голливуда скелетами, ломящимися изо всех шкафов, - инцестом, некрофилией и пиратским беспределом. Благодаря все той же старосветской закваске Хальстрем заставляет холеных звезд забыть гламурный налет, и те горделиво выставляют напоказ морщины и не первой свежести кожу - отчего только выигрывают.