0
599
Газета Культура Интернет-версия

28.02.2002 00:00:00

Спасение утопающих - дело ног самих утопающих

Тэги: пепеляев, танец


-Саша, у тебя своя труппа - "Кинетический театр". Но ходят слухи, что Пепеляев замахнулся на создание некой общенациональной организации современного танца...

- Я никогда не рвался к административной деятельности, это, скорее, жесткая необходимость. Хотя российскому современному танцу не так много лет (пятнадцать максимум), но уже выросло поколение зрителей, к этому танцу привычных и его ждущих. А облеченные властью лица думают, что раз есть Большой театр и ансамбль Моисеева, то и не надо ничего больше.

Сейчас ситуация меняется, московский Комитет по культуре намерен поддержать столичные коллективы современного танца. Независимые труппы смогут получить гранты на постановки. Я знаю, что одна заявка уже удовлетворена - Геннадий Абрамов получил грант под проект "Мышь в горохе". Это отрадно.

Но если развивать эту модель, то необходим Центр современного танца. Такие центры существуют везде, это многоцелевые учреждения: прокатная площадка, гастрольное и рекламное агентства, библиотека, архив и, главное, место, где проводятся мастер-классы, фестивали, конкурсы. Вот созданием такого центра я сейчас и занимаюсь.

- Получается?

- Уже есть название: агентство танца "Кода-А", идет юридическое оформление статуса. Мы провели два серьезных мероприятия: российскую летнюю школу и фестиваль "Цех". Но надо создавать общероссийскую ассоциацию, которая пропагандировала бы современный танец. Будучи руководителем труппы, я могу искать средства на постановку, как глава агентства - на фестиваль, а в качестве представителя ассоциации - на сеть фестивалей. Это важно - современный танец живет именно фестивалями.

Во время "Цеха" состоялась конференция деятелей танца России из Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Калининграда, Саранска. Все главные практики "контемпорари" изъявили желание вступить. Мы встречались с Калягиным, СТД в принципе дал согласие быть учредителем. Хватит современному танцу существовать как частной инициативе. Хватит быть нелегалами.

- А что говорит западный опыт?

- Существуют две линии: линия государственных театров и линия театров независимых, с меняющимися составами и идеями. Работают две модели - американская и европейская. В Америке это прежде всего частные фонды, а в Европе больше доля государства. В Нидерландах существует государственный Институт танца, и в этот институт любой может подать заявку на грант. Та же модель во Франции, только еще более мощная. Когда у них в 70-х начал развиваться современный танец, они поняли, что это может стать одним из способов национального самоопределения. И создали систему хореографических центров.

Но мы и сами можем зарабатывать деньги. При центре могут быть заведения, приносящие доход: кафе, клуб, магазин. Сейчас вообще для раскрутки самое время. Западные люди, которые занимаются "контемпорари", говорят, что у них все уже творчески застыло, а вот у нас - все бурлящее и живое.

А я сейчас хочу поставить "Лебединое озеро"...

- Ты в очередной раз поиздеваешься над лебедями?

- А я не про лебедей ставлю. Я хочу исследовать, как данное явление влияло на умы и сердца в тоталитарной стране. Классический балет мне не враг. Но у меня серьезные претензии к его драматургии. Ну совсем уж сильно она не совпадает с современным мышлением.

- А что есть современное? Судя по тому, что было показано на "Цехе", понятие "современная хореография" безразмерно. В него входит все, что танцуется невыворотно и не на пуантах.

- Современный танец - это глобальная театральность и абсолютная невербальность.

- Так можно сказать и про балет.

- Балет - это смена танцевальных кульминаций, от одного дивертисмента к другому. В нем много иллюстративности. А в "контемпорари" полное отсутствие нарратива. Хотя ты сейчас скажешь, что и у Баланчина тоже нет повествования...

- Скажу, потому что ты описываешь вторичные признаки. По-моему, современный танец - это прежде всего отсутствие пластического и фабульного идеализма, жесткая трезвость взгляда и открытость всему. В отличие от классики, в которой вся танцевальная геометрия стремится к гармонии, а значит, к законченности.

- Правильно. Поэтому современный танец - это прежде всего концепция, рассказ о себе и своем времени. Оттого в "контемпорари" все быстро меняется, он постоянно "здесь и сейчас". Такое качество было во всех работах "Цеха". И у нас другой зритель. Он должен многое додумывать сам, не почивая на лаврах чистого созерцания. Современный танец очень соответствует обществу, которое хочет уйти от постоянных разъяснений и указаний, как жить.

- Но главная проблема российского танца - это низкий исполнительский уровень. С этим-то что делать?

- Вопрос техники важен, и мы хотим регулярно повышать квалификацию в будущем центре. Но все-таки это второй вопрос. Когда у современного танца в России будет нормальная сцена, он отпадет сам собой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
712
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2445
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1639
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1265

Другие новости