-Саша, у тебя своя труппа - "Кинетический театр". Но ходят слухи, что Пепеляев замахнулся на создание некой общенациональной организации современного танца...
- Я никогда не рвался к административной деятельности, это, скорее, жесткая необходимость. Хотя российскому современному танцу не так много лет (пятнадцать максимум), но уже выросло поколение зрителей, к этому танцу привычных и его ждущих. А облеченные властью лица думают, что раз есть Большой театр и ансамбль Моисеева, то и не надо ничего больше.
Сейчас ситуация меняется, московский Комитет по культуре намерен поддержать столичные коллективы современного танца. Независимые труппы смогут получить гранты на постановки. Я знаю, что одна заявка уже удовлетворена - Геннадий Абрамов получил грант под проект "Мышь в горохе". Это отрадно.
Но если развивать эту модель, то необходим Центр современного танца. Такие центры существуют везде, это многоцелевые учреждения: прокатная площадка, гастрольное и рекламное агентства, библиотека, архив и, главное, место, где проводятся мастер-классы, фестивали, конкурсы. Вот созданием такого центра я сейчас и занимаюсь.
- Получается?
- Уже есть название: агентство танца "Кода-А", идет юридическое оформление статуса. Мы провели два серьезных мероприятия: российскую летнюю школу и фестиваль "Цех". Но надо создавать общероссийскую ассоциацию, которая пропагандировала бы современный танец. Будучи руководителем труппы, я могу искать средства на постановку, как глава агентства - на фестиваль, а в качестве представителя ассоциации - на сеть фестивалей. Это важно - современный танец живет именно фестивалями.
Во время "Цеха" состоялась конференция деятелей танца России из Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Калининграда, Саранска. Все главные практики "контемпорари" изъявили желание вступить. Мы встречались с Калягиным, СТД в принципе дал согласие быть учредителем. Хватит современному танцу существовать как частной инициативе. Хватит быть нелегалами.
- А что говорит западный опыт?
- Существуют две линии: линия государственных театров и линия театров независимых, с меняющимися составами и идеями. Работают две модели - американская и европейская. В Америке это прежде всего частные фонды, а в Европе больше доля государства. В Нидерландах существует государственный Институт танца, и в этот институт любой может подать заявку на грант. Та же модель во Франции, только еще более мощная. Когда у них в 70-х начал развиваться современный танец, они поняли, что это может стать одним из способов национального самоопределения. И создали систему хореографических центров.
Но мы и сами можем зарабатывать деньги. При центре могут быть заведения, приносящие доход: кафе, клуб, магазин. Сейчас вообще для раскрутки самое время. Западные люди, которые занимаются "контемпорари", говорят, что у них все уже творчески застыло, а вот у нас - все бурлящее и живое.
А я сейчас хочу поставить "Лебединое озеро"...
- Ты в очередной раз поиздеваешься над лебедями?
- А я не про лебедей ставлю. Я хочу исследовать, как данное явление влияло на умы и сердца в тоталитарной стране. Классический балет мне не враг. Но у меня серьезные претензии к его драматургии. Ну совсем уж сильно она не совпадает с современным мышлением.
- А что есть современное? Судя по тому, что было показано на "Цехе", понятие "современная хореография" безразмерно. В него входит все, что танцуется невыворотно и не на пуантах.
- Современный танец - это глобальная театральность и абсолютная невербальность.
- Так можно сказать и про балет.
- Балет - это смена танцевальных кульминаций, от одного дивертисмента к другому. В нем много иллюстративности. А в "контемпорари" полное отсутствие нарратива. Хотя ты сейчас скажешь, что и у Баланчина тоже нет повествования...
- Скажу, потому что ты описываешь вторичные признаки. По-моему, современный танец - это прежде всего отсутствие пластического и фабульного идеализма, жесткая трезвость взгляда и открытость всему. В отличие от классики, в которой вся танцевальная геометрия стремится к гармонии, а значит, к законченности.
- Правильно. Поэтому современный танец - это прежде всего концепция, рассказ о себе и своем времени. Оттого в "контемпорари" все быстро меняется, он постоянно "здесь и сейчас". Такое качество было во всех работах "Цеха". И у нас другой зритель. Он должен многое додумывать сам, не почивая на лаврах чистого созерцания. Современный танец очень соответствует обществу, которое хочет уйти от постоянных разъяснений и указаний, как жить.
- Но главная проблема российского танца - это низкий исполнительский уровень. С этим-то что делать?
- Вопрос техники важен, и мы хотим регулярно повышать квалификацию в будущем центре. Но все-таки это второй вопрос. Когда у современного танца в России будет нормальная сцена, он отпадет сам собой.