Ни один фильм за последнее время не собрал столько вариантов перевода, как A Beautiful Mind. "Игра ума", "Великолепный ум", "Выдающийся ум", "Выдающийся разум". Наконец прокатчики остановились на "Играх разума". Ни один фильм не подавался столь многообещающе. Но от похвал хочется категорически воздержаться.
Уже в выборе темы (сценарий Акивы Голдсмана) режиссер Рон Хоуард показал себя расчетливым игроком. Джон Форбс Нэш, конечно, не Эйнштейн. Он гораздо лучше! По крайней мере, для нужд кинематографа. Ведь Нэш не только знаменитый математик и лауреат Нобелевской премии, но и шизофреник в придачу. А психопат - находка для искусства. Однако головокружительная биография Нэша подается Хоуардом с помощью самых ходовых приемов. Банальности эстетики убивают незаурядность документальной основы.
Принстон. Университет. Зеленые лужайки. Честолюбивые студенты, которых распирает самоощущение будущих гениев и уже готовой элиты. Наш герой среди принстонских повес заметен сразу. Тих, молчалив и смотрит исподлобья. За девушками ухаживать не умеет. Ходит как во сне, царапает на оконных стеклах формулы, бьется головой об окна. Математика для него - все, жизнь и люди - ничто. Так и представляют себе великих. Большие неуклюжие дети, на которых нельзя смотреть без слез. Последней предтечей Нэша в кино справедливо назвать беззащитного шахматиста Лужина (Джон Туртуро) из экранизации Марлен Горрис.
Рассел Кроу ответственно отнесся к роли интеллектуала и безумца. И сделал все, чтобы превратить живого человека в ходульный образ. Вообще приглашение Кроу в "Игры разума" является даже не коммерческим расчетом, а просто аттракционом. Мол, смотрите, как блистательно справляется с неожиданным заданием актер, только что отхвативший "Оскара" за роль мускулистого гладиатора с уравновешенной психикой. Чем старательнее Кроу рядится в шкуру ученого и психа, тем очевиднее весь маскарад. Хочется аплодировать игре актера. Но ни минуты не веришь в достоверность переживаний, которые пишутся на лице героя столь театрально.
Галлюцинации великого математика тоже до невозможности искусственны - но уже кинематографичны. Режиссер снял шизофренические видения Нэша в той же реалистичной манере, что и все остальные эпизоды. Такова, видимо, будет мода в новом веке. Спецэффект - в отсутствии спецэффектов. Сам по себе такой подход весьма симпатичен. Однако любая простота быстро превращается в спекуляцию. "Настоящие" бункеры, "настоящие" шпионы, погони. Все очень серьезно и патетично. А в результате - смесь "Секретных материалов" и "Джеймса Бонда". Возможно, у реального Нэша глюки бывали еще более похожи на плохое кино. Но ни минуты не заметно, чтобы режиссер переживал изнанку гениальности своего героя хоть сколько-нибудь болезненно. Хоуард до смерти рад, что из нее можно сделать такой крутой "фильм в фильме".
Любовная линия тоже проваливается. Дженнифер Коннелли, так пронзительно сыгравшая в "Реквиеме по мечте", здесь зарастает штампами. На ее личике крупными буквами пишется американская мечта типичных американских героинь: "Заполучу-ка я этого отличного парня. Брачный союз - тоже карьера". И пошла-поехала борьба за любовь. Нет тут одного: внимания режиссера к судьбе женщины, убежденной, что завоевала сердце лучшего, а обнаружившей себя повязанной с жалким шизофреником.
Но главное тут не душа, а Нобелевская премия. Она искупает все. Рон Хоуард воплотил ту подспудную мечту, которую редко всерьез высказывают вслух: как бы эдак совместить неадекватность и неприспособленность к жизни с успехом в этой самой жизни. В финале вообще кажется, что Нэшу дали Нобелевку именно за размах его невменяемости. Впрочем, под чутким руководством Рона Хоуарда Нэшу все дается легко: и безумие, и точная наука, и мировое признание. За это фильм наградили "Золотым глобусом". Чего доброго наградят и "Оскаром".