Премия "Московские дебюты" - это керамический птеродактиль в рамке, жирно фаршированные баклажаны, водочная прохлада и невероятная (не-ве-ро-ят-ная!) пошлость действия. Организаторы уж приготовились надуться: гляньте-ка на него - пошлость, а бутербродики кушал - не брезговал. Логично, конечно, очень даже логично, и право на омерзение к таким гостям у хозяев никто не отнимал, но... Знаете что? Давайте начистоту. Все, ну или почти все любят Дом актера, боготворят его донью - Маргариту Александровну Эскину, наслаждаются истинным духом актерства, ждут единения и братства. Так вот оттого именно любая спекуляция, ничтожная фальшь, минимальная гадость кажутся тут жуткой трагедией, невосполнимой потерей былого величия и славы. Когда же неприятностей выше крыши - хлебом-солью не откупишься. Не прикроешься и любимыми коллегами-сослуживцами вроде нашего балетного критика Крыловой, состоящей в жюри: "Будете критиковать, Антон? Как тот Вовочка из анекдота?" - "Буду, Майя, буду".
Вот, к примеру, мне неясно, отчего это обыкновенную премию с церемонией подведомственный Дому актера "Дебют-центр" пытается выдать за фестиваль. Хочется спросить у руководства этой замечательной организации: где и когда проводилось мероприятие? Сколько на него было затрачено средств или хотя бы усилий? Или это такой фестиваль инкогнито, о котором не знают не только зрители, но и участники с устроителями? Ну что ж, так тоже можно - в конце концов каждый сам себе указ. Но в таком случае к чему нарушать правила, написанные самим же собой?
Смотрите. Устав премии "Московские дебюты" предлагает жюри рассматривать спектакли, созданные в прошлом сезоне. И к тому же запрещает обсуждать созданное студентами на базе их учебных заведений. И тут - на тебе. Приз за лучшую режиссерскую работу (читай: за лучший спектакль - то есть главный приз) получает Василий Сенин со своим незабвенным "Фро". В бумажках, раздаваемых в холле, сказано, что постановка принадлежит Центру имени Мейерхольда. Все бы было в порядке, если б информация соответствовала действительности. Если бы! Дело в том, что "Фро" сделан в позапрошлом (!) сезоне в ГИТИСе на курсе Петра Фоменко. А в Центре Мейерхольда показывался пару раз - так, в благотворительных целях. То есть допущены два нарушения в одной номинации.
Как же это возможно? - спросите вы. А черт его знает, - отвечу я, изумленно глядя в сторону директора "Дебют-центра" Сергея Мироновича Маргулиса. То есть он что же, пошел на откровенный подлог? Как судьи из Швеции с Канадой? Хуже, друзья мои, хуже. Поскольку те тащили на пьедестал своих героев. Чтобы им потом на этом золоте заработать да покататься по миру. А Маргулис, сам того не ведая, поставил под удар зарубежные гастроли этого действительно очень хорошего спектакля. Спектакля, пока не принадлежащего никому, но справедливо претендующего на место в родной "Мастерской". А когда еще вручать приз вышел народный артист Юрий Васильев, запевший вдруг что-то на удивление безвкусное, сдержаться было трудно: "Судью - на мыло".
Впрочем, все это лишь декор. Суть в другом. В том, что вручать и получать все эти премии гнусно и бессмысленно. Поскольку приз - тот же судебный приговор, только шутейный. Мы говорили об этом все с тем же Сениным пару недель назад, когда еще не было ясно, что ему дадут очередную подарочную цацку. Он со мной не согласился тогда, но, услышав его фамилию со сцены, я отчего-то понадеялся, что вот выйдет Василий Георгиевич и откажется от всех этих фарфоровых кивинов, бейсболок и средиземноморских туров. Вышел. Не отказался. Господи, что же делать? Может премию объявить "За отказ от премии"?