Стеклянные вещицы впервые украсили человеческое жилище более пяти тысячелетий назад. Но до бессмертного дизайнерского объекта Веры Мухиной - граненого стакана - они оставались роскошью.
Масса из сплавившихся в огне песка, соды и золы (сырья, по сути, копеечного) в руках умельцев-стеклодувов превращалась в вещи, ценившиеся на вес золота. Стеклом украшали дворцовые люстры и окна соборов, выдували из него винные кубки и культовые сосуды. Секрет передавали из поколения в поколение, за разглашение оного грозила смерть. Стеклу посвящали стихи.
"Холодный пламень - раскаленный лед┘" - строка из стихотворения испанца Франсиско Кеведо, которая дала название выставке художественного стекла из собрания музеев Московского Кремля, открывшейся в Успенской звоннице. Из 1500 стеклянных предметов, хранящихся в музеях Кремля, выбрано только 160. Но каждый не только шедевр стеклодувного ремесла, но и красноречивый свидетель времени.
Стекло - показатель культурного уровня цивилизации. После краха античного мира, который постиг и стеклодувный промысел, стекло в Европе почти исчезло. К XIII веку только византийцы и их торговые партнеры - венецианцы одни на всем Европейском континенте умели делать стекло. Немногим позже тайна за семью печатями приоткрылась, и навыки муранских стеклодувов переняли немецкие мастера из Богемии, Силезии и Саксонии, надолго разделившие с итальянцами стекольную монополию.
Каждая вещь выставки отражает в стеклянных боках стиль своей эпохи. Невозможно перепутать средневековые приземистые стопы с грубовато выгравированными страстями святых - и резные хрустальные ампирные кубки; немецкие цветные оконницы с ландскнехтами - и вазочки в стиле ар нуво, расписанные "в цветочек" мастерами фабрики братьев Даум.
Первое стекло было мутным, "глушеным", потом обрело прозрачность. Античные мастера золотили его и расцвечивали солями меди, кобальта, марганца, гранили и гравировали. Средневековые стеклодувы с острова Мурано создали стеклянную филигрань ("венецианскую нить"), словно сплетающуюся в спирали внутри прозрачного стекла: ею украшен древнейший экспонат выставки - кубок жены Ивана IV Марфы Собакиной из ее погребения.
В XVIII столетии в Богемии научились делать "свинцовое стекло" - хрусталь. Процветающие и по сей день французские фирмы Даум и Баккара в XIX веке довели до совершенства его огранку, травление стекла плавиковой кислотой и "сульфидную технику" - фирменный знак братьев Даум. Цветы и листья словно проступают изнутри изящных округлых ваз и зеленого кувшина из уранового стекла в витрине кремлевской выставки.
У нас дела складывались не так гладко. Секрет византийского стекла был утрачен после монгольского нашествия. Возродилось же стекольное дело много позже, при "тишайшем" царе Алексее Михайловиче, который в 1668 году повелел "вывезти к Москве из Виницеи мастеров скляничных самых добрых" и основать в селе Измайлово первый русский стекольный завод.
Именно там из рук стеклодува и гравера вышла гордость выставки - "рюмка в сажень" "Фемида", кубок, знаменующий разгром шведов при Гангуте и Гренгаме (наряду с шапкой Мономаха он запрещен к вывозу из Кремля). На кубке - тонущие корабли шведов и ироничная надпись: "Помощию ничто успеют", адресованная Англии и прочим "союзникам", так и не решившим, чью сторону держать в морском сражении.
Петр I открыл еще два казенных завода - в селах Ямбург и Жабино. В 1730 году они стали Императорским стекольным заводом. Да и "частные предприниматели" - Немчиновы, Мальцов (хозяин завода в Гусь-Хрустальном), Бахметьев - тоже не теряли времени даром. Ваза-"гидрия" из аметистового стекла, золоченые кашпо "медный и золотой рубин" (стекло окрашено солями меди и золота) и Бахметьевский ампирный сервиз - свидетели того, как усилиями заводчика Бахметьева Россия на 8 лет прекратила импорт стекла.
Наступлению эпохи модерна, наводнившего гостиные Москвы и Питера французскими изделиями, предшествовало русофильское правление Александра III, когда модны стали псевдорусские мотивы. Из мастерских Лорие, Хлебникова, Фаберже, Немирова-Колодкина в те годы выходили богатые ковши, братины, лотки из хрусталя в серебре. Их драгоценные образчики также выставлены в Успенской звоннице.