Решения жюри Берлинского кинофестиваль таковы, что писать мирный репортаж просто невозможно. Хочется вскрикивать, хватать кого-то за рукав и что-то доказывать. Пока шли показы, казалось, что хороших картин мало. Теперь впечатление обратное: куча замечательных фильмов совершенно обойдена призами.
Радуют две победы. "Серебряный медведь" за лучшую режиссуру по праву достался Отару Иоселиани (фильм "Утром в понедельник"). Иоселиани заставил французских актеров существовать в кадре органично, остроумно и просто - чтобы лезло в глаза, как много они успевают сыграть за каждый короткий эпизод. Иоселиани сделал почти бессюжетное кино, которое не скучно смотреть ни минуты. Он показал людей без больших целей и амбиций так, что они не только не производят впечатления неудачников, придурков и доходяг, но вызывают еще уважение и восхищение.
Приз за лучший дебют в главной роли получил Хью Боневилль, сыгравший мужа Айрис Мердок в фильме "Айрис". Редко найдется актер, который так впечатляюще вживается в роль хорошего человека, но не превращает героя в разговаривающий медовый пряник. Кажется, он родился сразу взрослым и навсегда остался в середине даже не ХХ, а XIX века, со своей чистотой, наивностью и преданностью одной-единственной женщине.
Уныние наводят призы за хорошие, но не лучшие фильмы. "Золотого медведя" получили японский мультфильм "Унесенные прочь" Хайао Миязаки и фильм "Кровавое воскресенье" Паула Гринграсса о конфликте в Северной Ирландии. Каждая картина - по-своему добротная и прочувствованная. Но в конкурсе были работы более глубокие. Жаль, что "Баадеру" Кристофера Рота, этой страдальческой эпопее о великом террористе, обломился лишь приз Альфреда Бауэра, основателя Берлинале. Лучшим актером назван Жак Гамбли в "Пропуске" Бертрана Тавернье, но Стеллан Скарсгард сыграл сильнее в картине Сабо "На чьей стороне".
Но мобилизуя всю доброжелательность, невозможно признать немецкий фильм Андреаса Дрезена "Гриль Пойнт" достойным целого Гран-при. Милая, забавная, человечная картина о простых, милых, забавных людях. Но таких фильмов в конкурсе (да и вообще в кино) сейчас пруд пруди, и есть среди них куда более емкие и умные. "Гриль Пойнт" как раз самый заурядный. "Голубого Ангела" за лучший европейский фильм также получила проходная датская семейная драма "Малые несчастья" Анетты Олесен.
Лучшей актрисой признана Халле Берри за роль в американском "Бале монстров" Марка Форстера, где она сыграла вдову чернокожего, ввязавшуюся в роман с тюремщиком, участвовавшим в казни ее мужа. Пикантная, жестокая и сентиментальная ситуация создана специально для того, чтобы ее вовсю по-актерски "подавать". Что Халле Берри и делает. Образ сильной-слабой Летиции прагматически необходим картине, камуфлирующейся под серьезный реализм, но построенной на тех несуразностях, которые характерны для мелодрамы. Рядом с Халле Берри были Кейт Бланшетт ("Рай"), Джуди Денч ("Айрис"), утонченно эмоциональная Сан Хуа ("Плохой парень").
Возможно, они раздражали жюри своей откровенной звездностью. Но жюри спасовало и перед количеством звезд у Франсуа Озона. Ни одной всемирно популярной актрисе не удалось прорваться к призам. Они получили "Серебряного медведя" за индивидуальный артистизм в общем рисунке. А что им оставалось, кроме как по-театральному выкладываться - в этом диком женском ансамбле, в идиотски ремесленной пьесе Роберто Тома?
Ничего не получили откровенно яркие фильмы. Сделанные слишком амбициозно и агрессивно - не просто авторски, а нарочито, скандально и самоуверенно авторски: Том Тыквер, Иштван Сабо, Ким Ки-Дук, Ричард Эйр, Амос Коллек, Вим Вендерс. Остается утешаться тем, что нахально-поверхностные "Королевские Тененбаумы", тупо вторичный "Выдающийся разум" и слезливо-сопливые "Корабельные новости" тоже остались ни с чем. Американское кино приезжало как бы для поднятия тонуса фестивальной жизни. А жюри хотелось поддержать тех, кто представляет европейское кино - не самое мощное, а среднее и умеренное, с трудной прокатной судьбой.
Берлин