Петербуржцев удивить трудно. Тем не менее, когда выяснилось что моцартовская опера "Так поступают все" ни в Северной столице, ни в московском Большом театре до сих пор не ставилась, публика была немало удивлена. До питерской премьеры российские зрители могли видеть "Cosi fan tutte" в 1989 году во время гастролей в Москве миланского театра "Ла Скала". Поэтому огромный интерес к новой продукции Мариинки, выполненной с привлечением итальянских сил, понятен.
Музыкальным руководителем и дирижером спектакля выступил Джанандреа Нозеда - выпускник Миланской консерватории и лауреат нескольких международных конкурсов дирижеров, который с 1997 года является главным приглашенным дирижером Мариинского театра. С его участием на Мариинской сцене были отыграны оперы "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" Моцарта, "Сомнамбула" Беллини, "Дон Карлос" Верди и несколько балетов. Помимо Нозеды, над спектаклем работали и другие итальянские мастера: режиссер-постановщик Вальтер Ле Моли, художник-постановщик Тициано Санти, художник по костюмам Джованна Аванци, художник по свету Клаудио Колоретти.
"Так поступают все" - шуточная драма. И постановка, несмотря на технические погрешности первого премьерного показа, оказалась легкой, как музыка Моцарта: декорации красивые, в духе эпохи и, что очень важно, не громоздкие; костюмы яркие, чуть-чуть комичные, как того и требует сюжет.
Красота и экспрессия дирижерской пластики Джанандреа Нозеды сравнимы с выразительностью Плисецкой. Его язык ясен и филигранно точен. И, казалось бы, певцы просто обязаны быть адекватны. Но интересными оказались только несколько партий: Геннадий Беззубенков в партии Дона Альфонсо, Надежда Сердюк (Дорабэлла), Ирина Матаева (изящная, проказливая и очень трогательная Дэспина) и особенно - Ильдар Абдразаков (Гульельмо). Несмотря на юный для баса возраст, Абдразаков показал себя чутким и органичным певцом и актером. Нюансы его музыкальных интонаций завораживали так же, как и тонкость пластического рисунка, продиктованного музыкой, ситуацией, костюмом. Остальные солисты послушно выполняли мизансцены и достаточно профессионально пели свои партии. Возможно, эти певцы "дойдут" через восемь спектаклей, ведь в театральном мире считается, что окончательно постановка "доходит" только к десятому представлению. Пока же их было только два.
Санкт-Петербург