Стратегия Казанской оперы основана на принципе брака по расчету и выглядит продвинутой. Испытанная рыночная модель совместного производства спектаклей делает постановку товаром, рассчитанным на массовый спрос дома и за рубежом. Причем прокатный поток в Европе (Голландия, Англия, Дания) за месяц превышает годовой доход в Казани. Весь сезон сфокусирован в гастрольных проектах и в Шаляпинском фестивале, во время которого публика прощает театру долгие паузы в оперной жизни города и загодя раскупает недешевые билеты. Тем более что Казанская опера постоянно обновляется гастролерами - дирижерами и певцами.
Премьерой "Свадьбы Фигаро" руководил голландец Винсент де Корт, "Аидой" - Виктор Соболев (Петербург), "Севильским цирюльником" - Владимир Кираджиев (Австрия), остальными спектаклями - главный дирижер, украинец Игорь Лацанич. Среди певческих имен звучали: Владимир Ванеев (Борис Годунов), Ольга Гурякова (Мими), Ирина Чистякова (Амнерис), Виктор Черноморцев (Амонасро, Томский), Юрий Нечаев (Риголетто, Жермон), Теймураз Гугушвили (Герцог, Герман), Лариса Костюк (Кармен, Марина Мнишек) и другие.
Впрочем, гастролерами их считают с позиций штатного расписания российского репертуарного театра, в то время как в мире иная практика: артист, выступивший хотя бы раз, является членом оперной кампании в данном сезоне (Венская опера собирает команду примерно из 220 солистов и 30 дирижеров). Литва ли, Русь ли - прописка значения не имеет. Сегодня сильные певцы сотрудничают с Казанской оперой, реально став ее солистами. Это и есть ноу-хау театра-компании и основной акцент в модели, основанной на примате музыки (здесь качественный оркестр), красивой сценографии и минимуме режиссерского театра (сцена - эффектная и удобная рамка для моментального ввода меняющихся солистов). На последнем фестивале все, казалось, было как обычно, однако заметны были и внесенные в концепцию коррективы.
Причиной маневра в сторону синтеза авторского театра и рынка стал альянс театра с компанией "Евро стейдж" (Нидерланды. Сперва был редкий для России "Фальстаф" Верди, прокатанный в прошлом году 28 раз в трехмесячном турне. Довольные первым успехом, партнеры решили отпраздновать настоящую свадьбу - "Свадьбу Фигаро". Ее заказчиками и постановщиками стали голландцы. Певцы же (Петербург, Москва, Алма-Ата, Чебоксары, Казань) представили брэнд Казанской оперы: со стороны "невесты" кастинг прошли около 150 человек.
Результат впечатляет прежде всего музыкальной трактовкой. Винсент де Корт в напористой манере провел спектакль, не дав скучать ни певцам, ни зрителям, ни критикам. Меньше удалась лирическая сторона "Женитьбы". Заметно слабее (со стороны "жениха") были авторы сцены - режиссер Давид Принс, сценограф Мишель Вермерен и художник по костюмам Ферри Шмидт. Театральная атмосфера оказалась нарочито снижена: нефункциональная (особенно в первой половине действия) сцена; странные перестановки (серенада Керубино очутилась в другом действии, что прервало волнующую связь графини и пажа ради нового союза с Барбариной); ничуть не таинственный маскарад в саду и проч. К счастью, домашнее фермерское повествование было настолько увлечено музыкой и отличным ансамблем певцов (например, очаровательным дуэтом графини и Сюзанны), что свадьба вышла на славу. Ничего, что жених простоват, зато невеста красавица.
Отметим под конец четыре прелестные сценические пары: Фигаро (Валерий Иванов) и Сюзанна (Татьяна Мазуренко), Альмавива ("почетный граф России" Владимир Самсонов) и графиня (Нуржамал Усенбаева), Керубино ("заслуженный паж" Лия Шевцова) и Барбарина (Светлана Будилова), Марцелина (Светлана Смирнова) и Бартоло (Владимир Огнев).