Лидером первого этапа 74-й киногонки стал "Властелин Колец". В этом не было бы ничего неожиданного, если бы не имя режиссера, покусившегося на экранизацию Книги Книг. Всего три года назад любой киноман бился бы об заклад: новозеландцу Питеру Джексону путь к "Оскарам" заказан. Родившийся под Хэллоуин 40 лет и три месяца назад король трэша и неизменно консервативная премия не совместимы (в его "Дурном вкусе" инопланетяне отрыгивают переваренную человеческую плоть, в "Познакомьтесь с Фиблами" демонстрируется порно с участием зараженного СПИДом кролика, а в "Небесных созданиях" девочки кирпичом размазывают голову мамы). Сюрприз - 13 номинаций, включая четыре основных. "Властелин Колец" может принести награду Джексону-продюсеру, Джексону-режиссеру, Джексону-сценаристу, а также исполнителю второплановой роли Гэндальфа сэру Иену МакКеллену. Версия Толкиена вышла добротной и канонической - запланированные новации вроде обряжения Гэндальфа в женскую юбку или акцента на гомосексуальности Фродо и Сэма, в жизнь не воплотились.
Другой лидер по числу главных номинаций (5 из восьми) - биографический триллер "Игры разума". Соотечественник Питера Джексона Расселл Кроу, заслуживший на заре карьеры сравнения с Джеймсом Дином и Марлоном Брандо, сегодня актер самодостаточный. Он уже получал "Оскар" за "Гладиатора" в прошлом году, что не помешало его повторному выдвижению. Куда менее достойный Том Хэнкс получал "Оскар" два раза подряд - за "Филадельфию" в 1994-м и "Форреста Гампа" в 1995-м; что мешает Кроу показать тот же результат? Исполненная им роль математика Джона Форбса Нэша-младшего, нобелевского лауреата и шизофреника одновременно, превращает добротные, но лишенные режиссерских откровений "Игры разума" в заметное кинопроизведение. Тем не менее крепкий профи Рон Хоуард претендует на "Оскар" за лучший фильм и режиссуру.
7 номинаций (из них 5 главных) у новой ленты Роберта Олтмана "Госфорд-Парк". Отношения живого классика Олтмана с Голливудом варьируются от любви до ненависти. Олтман благодаря своему редкому нонконформизму и язвительности занимает едва ли не маргинальное положение среди прославленных коллег, при том, что он - деконструктор эталонных жанров Голливуда и создатель эпических панорам современной цивилизации обладает даром, сопоставимым с даром Гомера.
Конкурентами "Властелина Колец", "Госфорд-Парка" и "Игр разума" в борьбе за главную статуэтку стали мюзикл Бэза Лурманна "Мулен Руж" и независимая камерная драма "В спальне" Тодда Филда. Однако ни Лурманн, ни Филд не попали в шорт-лист лучших режиссеров. Их места в этой категории занимают Ридли Скотт - за постановку ура-патриотического военного боевика "Приземление Черного Ястреба" и Дэвид Линч - за удачное превращение зарубленного продюсерами сериала "Малхолланд Драйв" в одноименный кинофильм. Ходячая антология маний и странностей Линч - еще одна нарочито "неоскаровская" персона (хотя в 80-е "Человек-слон" и "Синий бархат" приносили ему номинации). В компании Джексона и Олтмана он не почувствует себя чужаком.
Австралиец Рассел Кроу соперничает за звание "лучшего актера" с англосаксом Шоном Пенном, британцем Томом Уилкинсоном и афроамериканцами Дэнзелом Вашингтоном и Уиллом Смитом. Вдохнувшие жизнь в Айрис Мердок актрисы Джуди Денч и Кейт Уинслет выдвинуты в номинации "Лучшая женская роль" и "Лучшая женская роль второго плана" соответственно. Но вряд ли Джуди Денч составит серьезную конкуренцию еще одной представительнице Зеленого континента Николь Кидман. После расставания с Томом Крузом она вышла из звездной тени супруга и заявила о себе двумя первоклассными и очень разными ролями. Академия выдвинула Кидман за феерическую роль певицы ("Мулен Руж").
Если же Кидман вдруг покажется Академикам слишком легковесной, остается Сисси Спейсек, чья деятельность "В спальне", где 53-летняя актриса разыгрывает любовь зрелой женщины к молодому мужчине, произвела сильное впечатление на американских киноманов. Благодаря роли в том же фильме очаровательная Мариза Томей, уже обладающая "Оскаром" за второй план в комедии "Мой кузен Винни", вновь претендует на ту же награду.
Стопроцентно предсказуем исход номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Ни одного достойного конкурента у "Амели" Жан-Пьера Жене нет.