0
682
Газета Культура Интернет-версия

14.02.2002 00:00:00

Не жизнь мила, а смерть страшна

Тэги: берлин, кинофестиваль


Вместе с холодным шквалистым ветром и дождем в самом Берлине на 52-м Берлинале витает модное поветрие скандинавских мотивов. Северный невозмутимый натурализм с обыгрыванием материально-телесного низа.

Нынешний фестиваль выявил удивительную синхронность мировосприятия разными кинематографиями. Лассе Хальстрем снимал свою очень американскую картину "Корабельные вести", стараясь привнести в сюжет антураж, хорошо известный по исландскому, финскому, датскому и голландскому кино. Немецкий режиссер Андреас Дрезен снял тоже очень скандинавскую комедию "Гриль пойнт", использовав неиссякающий потенциал юмора, обычно именуемого "фламандским". Бьют посуду, приникают к унитазу, чтобы послушать шум воды в канализационных трубах, жуют огромные сандвичи, не помещающиеся во рту, - все очень кинематографично. Законы "Догмы", конечно же, не соблюдаются, да и никем уже не декларируются. Однако некоторые свойства "Догмы" явно усвоены мировым кино как рецепт оживления любого заурядного сюжета о любой неказистой реальности.

Главное для многих фильмов - передать ощущение потока жизни. Пускай в ней нет ничего примечательного - жизнь сама по себе, без придуманных событий и перипетий, и есть единственный вечный сюжет, достойный внимания. Скандинавский вариант, воспроизведенный в том числе и Дрезеном, оптимистичен по сути - возможно, поэтому его все больше любят. Ведь он всегда подробно акцентирует сам процесс бытия, а не печальную необратимость, с какой человек движется во времени. Полной противоположностью этому принципу явился фильм "Айрис" Ричарда Эйра.

Картину ждали в Москве на фестивале "Лики любви", однако режиссер предпочел устроить мировую премьеру на Берлинале. Эту картину вообще ждали повсюду не только киноманы, но и почитатели таланта писательницы Айрис Мердок, которой фильм и посвящен. "Айрис" имеет все шансы быть отмеченной наградами, а также стать одной из первых культовых картин ХХI века. Благодарная аудитория с трепетом ловит каждый новый кадр, каждый эпизод, в котором не происходит ровным счетом ничего особенного.

Если искать адекватные аналогии картине Ричарда Эйра в мировой литературе, то прямой путь ведет не к романам Айрис Мердок, но, скорее, к "Старосветским помещикам" Гоголя. Вот если бы гоголевские герои помимо провинциальной помещичьей жизни еще преподавали бы в университете и писали книги, они бы полностью предвосхитили жизненный уклад знаменитой английской писательницы и ее мужа. Кейт Уинслет играет молодую Айрис. И тут же возникает Джуди Денч, исполняющая Айрис в старости. Слишком частая и мелкая нарезка монтажных стыков заставляет ощутить всю быстротечность этого бытия. Вот я есть - и вот меня не стало. Только что была молодость, пора цветения, начало творчества и любви. А следом сразу наступает на пятки осень бытия, мирная слава, тихое всеобщее уважение и брак, ставший счастливой инерцией.

Забавно, что Ричард Эйр начинает свою картину примерно с того же, с чего и Лассе Халстрем. В "Корабельных вестях" маленького Койла отец бросал в воду, чтобы либо тот научился плавать, либо утонул бы сразу и не морочил голову взрослым. Барахтающийся в воде и выныривающий Койл на глазах превращается из ребенка в мужчину средних лет. На чистой перепуганной мордашке нарастают морщины, вокруг вялой линии губ прорезаются складки, лоб напрягается, под глазами появляются круги, а веки слегка обвисают. Сделано впечатляюще, но страшновато. Кажется, что нам показали, как время быстро может разрушить молодость и сожрать человека. В начальных кадрах "Айрис" обнаженная юная героиня показана плывущей под водой вместе со своим возлюбленным Джоном Бейли. И тут же, пока зритель сосредоточенно моргает, следует почти незаметное превращение - под водой снова плывет, но уже пожилая Айрис, в черном купальнике, и все с тем же верным спутником жизни, тоже изрядно постаревшим. Время уничтожило былое очарование юности без следа. И это производит впечатление непоправимой катастрофы, хотя Мердок прожила свою жизнь достойно.

Эстетику и философию фильма определяет отсутствие практически всего, что намекало бы на событийность и драматизм. Нам не показывают процесса творчества, с его муками и радостью, как не показывают и любви, с ее конфликтами и хотя бы с каким-нибудь развитием отношений между любящими людьми. Айрис знакомится с Джоном, и их чувства протекают так мирно и ровно, как будто они всегда были и будут супругами. Никаких иных вариантов нет в природе и, главное, нет в их сознании. Ну питает Айрис нежную страсть к своей подруге. А кто сказал, что женщина не может любить женщину? У интеллигентных людей не принято ссорится из-за таких нюансов. Нам не показывают почти ничего, что связано с публичным признанием Мердок. Здесь никто ни минуты не сражается ни за любовь, ни за искусство, ни за славу. Никто и не наслаждается конкретно этими вещами.

Суть жизни состоит совсем не в этом. Она - в мелких подробностях, случайностях, милой рутине движения из минуты в минуту, изо дня в день. Подсмотренный Джоном кусочек сексуальной сцены Айрис с подругой важнее их собственной близости, оставшейся за кадром. Выпитое на ходу, из чашек, вино важнее всего мирового признания. Белоснежная обнаженность тела, мелькающего в речных камышах, важнее сложной духовности. Потому что творчество останется в вечности. Зато исчезнет девушка, словно сошедшая с картин прерафаэлитов. Режиссер становится подробным, когда разворачивает зрелище старости, дряхления, потери памяти и преждевременной отрешенности героини от мира. Ричард Эйр с отчаянием следит, как само время уносит писательницу из земного бытия. Старая Айрис раскладывает вдоль кромки прибоя листы бумаги, прижимая каждый галькой. Строго смотрит на них - и вдруг начинает почти с ненавистью снимать камешек за камешком, чтобы листы улетели вместе с ветром. Это самая сильная сцена фильма - и почти единственное проявление непокорности смерти. Уже теряющая рассудок Айрис на мгновение взбунтовалась и отринула от себя то, что напоминало о творчестве, которое ее переживет. Однако то была лишь минута. Ричард Эйр снял весьма средний фильм, но выразил в нем то, что гложет человечество в последнее время все более жестоко. Стареть и умирать очень грустно и страшно, каким бы знаменитым человек ни был. В болезни и смерти все равны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
525
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2248
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1477
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1103

Другие новости