0
948
Газета Культура Интернет-версия

14.02.2002 00:00:00

Трепак Невы на Ниле

Тэги: балет, дочь фараона


балет, дочь фараона

"Дочь фараона", поставленная еще при Владимире Васильеве, с момента премьеры стала самым кассовым балетом Большого театра. Но после прихода Геннадия Рождественского на пост худрука Большого балет был изгнан из репертуара. Худрук даже не удосужился посмотреть спектакль: он вознегодовал на плохую музыку и "китчевое либретто", а какие там танцы - неважно. Что Большой, "знак хорошего вкуса и традиций пример", в условиях рынка должен банально учитывать интересы кассы, Рождественский в расчет не брал. А мировую конъюнктуру, в которой балетный эксклюзив "под старину" сегодня высоко котируется, не осмысливал тем более.

Напрасно гонителю напоминали о специфике балетной истории, в которой полно хорошей хореографии под второсортный аккомпанемент, и указывали, что судить о балете по сюжету - все равно что слушать симфонию без звука. Протестовала Нина Ананиашвили - первая исполнительница главной партии. Потерял работу худрук балета Алексей Фадеечев, возражавший против этого и других решений Рождественского. Не помогли ни массовое негодование прессы, ни выдвижение балета на "Золотую маску" по четырем номинациям: от "Маски" театр отказался. Балет вообще преследовали неудачи: сорвались гастроли в Египет, где "Дочь" планировали показать под пирамидами, а французское телевидение собиралось, но не сняло фараоновский балет.

Лишь теперь, после ухода Рождественского, спектакль восстановили. Перед автором, французом Пьером Лакоттом, извинились. Лакотт, специалист по старинным балетам, простил театру все гонения и приехал, чтобы бесплатно подсократить длинноты. На спектакле зал Кремлевского дворца был переполнен, как будто давали не балет, а поп-концерт. ВИП-персоны не наблюдались - публика пришла своя, балетоманская. При поднятии занавеса в зале послышались крики "ура" и "наконец-то".

Либретто мелодрамы - из "Романа мумии" Теофиля Готье. Английский аристократ в Египте сидит в пирамиде и курит опиум, отчего у него начинаются глюки, в которых лорд - уже не лорд, а древнеегипетский юноша, спасающий от льва ожившую мумию, дочь очередного рамзеса или тутанхамона.

Сюжет, как вы уже поняли, прелесть. А музыка еще прелестнее: присяжный звукодел императорских театров Цезарь Пуни в простейшей оркестровке. Но истинному балетоману все это мешает не больше, чем толщина тенора, героя-любовника, мешает опероману слушать верхнее "до". Мелодии, кстати, на редкость напевные, особенно хорошо их насвистывать за утренним кофе.

Зрелище в целом невероятно феерическое: наш ответ Чемберлену, то есть питерской "Спящей красавице". И костюмный Голливуд со своей "Клеопатрой" может отдыхать, при том, что рационализм Лакотта ввел в современные берега неукротимую помпезность ХIХ века. Хореограф сам сочинил "древнеегипетские" костюмы и декорации, смело подчеркивающие балетные традиции этнографической приблизительности. На берегах Нила смешались в кучу кони, люди. Оживают дворцовые кариатиды. Текут и пляшут реки мира (Нева с танцем а-ля трепак - одна из них), мелькают рабы, рыбаки, охотники, англичане, купцы, дети, воины и жрецы. "Живая" обезьяна. Священная змея (роскошный муляж кобры) с рубиновыми глазами. И чучело льва. Жаль, что Лакотт не восстановил апофеоз с египетскими богами. Вот было бы славно: Осирис с Исидой торжественно осеняют публику в Кремле.

"Дочь фараона" - не реконструкция одноименного балета Мариуса Петипа, поставленного им в 1862 году (мода на Египет по случаю открытия Суэцкого канала). От того спектакля, после революции запрещенного за "безыдейность", к нашим дням сохранились рожки да ножки. Сейчас, когда смотришь "Дочь" не в первый раз, очевидно, что Лакотт, честно написавший на афише - "по мотивам", воздвиг внушительный монумент в честь Петипа. Главное, Лакотт, как и Мариус Иванович, соблюдает первый принцип эстета - "поверхность так же богата, как и глубина". У "Дочери фараона" очень богатая поверхность. И можно отмести упреки некоторых коллег в хореографической эклектике: а что вы ожидали, когда наш современник из заграницы стилизует старинный балет в Москве? В итоге от подлинника - лишь пара вариаций (одну из них превосходно танцует Мария Александрова). Все остальное сочинено заново, с соблюдением подробной иерархической структуры старинных балетов, в сочетании русской манеры "танца вширь", тяготеющей к закрытости французской мелкой техники, больших па эпохи развитого балетного академизма и обильных повествований руками. А мизансцены периодически напоминают то "Баядерку", то "Спящую красавицу".

Технически накрученные, чересчур прихотливые комбинации в сочетании "быстроты и лирики" (так задумано постановщиком) - полезное испытание для труппы ГАБТа. Артисты, хоть и с недоделками и со следами торопливости репетиций, мужественно одолевали трудности, как парусник - рифы в штормовую погоду. Надежда Грачева кое-где упростила хореографию, но, как будто в честь исполнительских традиций императорских театров, выдала вальяжное кокетство в партии дочери фараона Аспиччии. Необычно сдержанный в сценических эмоциях Николай Цискаридзе мощью танцевальной техники лечил английский сплин своего персонажа, лорда Вильсона (он же египтянин Таор). Впрочем, разглядеть детали могли лишь зрители, сидевшие в первых рядах. Мой английский коллега Клемент Крисп справедливо отметил, что в громадном аквариуме Кремлевского дворца "на сцене можно в носу ковырять - никто не увидит".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
704
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2438
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1634
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1260

Другие новости