Франсуа Трюффо ворвался во французский кинематограф в начале 60-х годов вместе с целой бандой, члены которой - Жан-Люк Годар, Ален Рене, Клод Шаброль, Луи Маль - перевернули в нем все с ног на голову и моментально сделались знаменитостями.
"Новая волна" была второй после итальянского неореализма, буквально накрывшей европейское кино: естественное освещение, естественные интерьеры, рваный монтаж, малоизвестные молодые актеры. Это было кино про обычных обывателей с обыкновенными диалогами в обыденных ситуациях. За что французская критика обвинила режиссеров в "мелкобуржуазности" и "классовой ограниченности".
В 1974 году известный критик Жан-Луи Бори предъявляет им сходные обвинения: "Трюффо, Шаброль, Деми, Ромер были подобраны системой". Глубоко задетый Трюффо считает своим долгом объясниться: "Следуя совету Жана Кокто - "Надо петь на своем генеалогическом древе", - я снимаю фильмы, похожие на те, которые любил. Но те картины, которые я любил, даже если они провалились - как "Правила игры" Ренуара или "Великолепные Эмберсоны" Орсона Уэллса, - всегда предназначались для всех┘ Я рассказываю истории, имеющие начало, середину и конец, - даже тогда, когда знаю, что интерес заключен не в самой интриге".
В этом и состоит объяснение знаменитой легкости, естественности и правдивости Трюффо: она - результат максимальной сдержанности интонации и скупости художественных средств. В самых знаменитых его фильмах ("400 ударов", "Стреляйте в пианиста", "Жюль и Джим") драматические коллизии складываются из мелких непроизвольных поступков и фраз. Но из этого повседневного автоматизма вырастает роковая необходимость - так в "400 ударах" простая детская шалость (герой стащил печатную машинку отчима) оборачивается колонией для малолетних, а случайный адюльтер в "Нежной коже" - убийством. Отчетливо понимаешь, что именно таково течение жизни, так - случайно и отчужденно - в ней происходят самые страшные вещи.
Одно из непременных условий его кинематографа - присутствие инфернальной героини. Трюффо-режиссер - это мужчина, который понимает женщин и восхищается ими. Именно женщины оказываются движущей силой его сюжетов - они, а не мужчины чаще всего нажимают на спусковой крючок. От героинь Трюффо (как и у его любимого Хичкока) всегда исходит скрытая опасность, они вертят безвольными мужчинами и переворачивают размеренную жизнь. Трюффо снимал самых блистательных французских актрис: Жанну Моро, Франсуазу Дорлеак, Катрин Денев, Изабель Аджани, свою жену Фанни Ардан.
Всего на счету Трюффо 21 фильм, о каждом из которых он мог сказать: "Сделать фильм - значит улучшить жизнь, по-своему ее уладить; это значит - продлить игру детства; построить вещь, которая одновременно невиданная игрушка и сосуд, где размещаешь - словно бы речь шла о букете цветов - мысли, живущие в тебе сейчас или постоянно".