0
928
Газета Культура Интернет-версия

13.02.2002 00:00:00

Горькая попса с цыганами и Ньюфаундлендом

Тэги: берлинале, берлин, кино, фестиваль


52-й Берлинале представляет несколько разновидностей того, что в просторечии именуется "крупной попсой", а на благородном языке фестивалей - "типичным популярным кино "данной страны". Лидером в этой категории, конечно, оказывается Америка, поскольку развлекательное кино, далекое от высокого искусства, умеет снимать с размахом, апломбом и безо всяких угрызений совести. Центральная Европа на такое пока не решается. Слишком крепко сидят в культурной памяти критерии кино как искусства, предназначенного не для расслабления, а для поисков смысла жизни.

Эти критерии авторского кинематографа были импортированы в том числе и в Венгрию еще во времена СЭВа и прижились там в силу своей внутренней родственности. Однако в нашу эпоху разветвленного рынка мирового кинематографа трудно избежать соблазна попытаться сделать такое кино тоже как бы на продажу - если и не в большой прокат, то хотя бы удобоваримое в рамках фестивальной конъюнктуры. Потому венгерский фильм "The Temptations" несет в себе следы подобной межеумочности и попыток снискать позитивный международный резонанс, придерживаясь авторской архаики.

Но сначала о самой громкой премьере. Это американские "Корабельные вести" Лассе Халстрема. Конечно, фильм смотрится легче его же "Шоколада". Но боюсь, благодарить следует не режиссера, а разумно выбранный грубый северный колорит. Все же морские просторы и слабо цивилизованные земли Ньюфаундленда выглядят менее приторно, нежели аккуратный французский католический городок. А слащавость так и остается фирменной чертой режиссера. Халстрем устраивает настоящую кучу-малу из всех мотивов, неплохо зарекомендовавших себя в большой истории мелодрамы. Роковая страсть к непутевой и вообще, как говорится, "не той" женщине, сентиментальные терзания отца-одиночки, импульсы отчаяния и катастрофы, прорыв из городской суетности и грязи к новой чистой жизни - подальше от обжитых и потому уже испоганенных мест.

Все это - на фоне мучительных переживаний о странностях и проклятиях, сопровождающих жизнь семьи героя от поколения к поколению. В мире, всерьез относящемся к деньгам, карьере, семейному благополучию и всякому жизненному успеху, видимо, просто необходимо периодически снимать фильмы, где торжествуют совершенно противоположные ценности. И в ходу совсем иные клише. Например: это горе - но это мое горе, и к нему надо испытывать подобающее уважение. Жизнь одна, и поэтому не надо стремиться к красивой жизни, надо думать о простом и вечном. И работа в газетенке "Корабельные вести" где-то на окраине земли может стать трамплином к жизненной удаче - скромной, но верной.

Кевину Спейси, Кейт Бланшетт и Джулианне Мур не остается ничего иного, кроме как изображать искреннюю веру в нелепые ситуации и нелепые характеры своих героев. Спейси вовсю разыгрывает простака и чудака. Бланшетт предстает здесь в темном окрасе, с хищным прищуром стервы и "демонстративной женщины" - как сказали бы психологи, дабы не ругаться ненормативными словами. Вообще эта диковато-примитивная роль Бланшетт изумительно контрастирует с ее работой у Тома Тыквера (в "Рае") и невольно намекает на триумф немецкого кинематографа. В Германии не принято транжирить что-либо понапрасну, в том числе и талант хороших актеров. В Америке же слабо развито ощущение, что бывают роли и замыслы, не слишком достойные звезд в силу слабости режиссуры и сценария. Лишь бы фильм держался на самоощущении режиссера, совершающего торжественное открытие истины о том, что жизнь - это очень непростая и загадочная штука. Из всех "Корабельных вестей" более всего потрясают ландшафты Ньюфаундленда, не каждый месяц снимаемые в мировом кино, а также фамильярные манипуляции с похоронными урнами и их содержимым, на которое по ходу действия испражняются. Такое отрезвляюще-горькое лекарство придумал Халстрем после "Шоколада", чтобы удивить всех своей непредсказуемой разносторонностью.

Название венгерской картины Золтана Камоди "The Temptations" правильнее всего было бы перевести как "Страсти-мордасти" или "Ужасти". Простодушная заполошность и мистический мрак в ней прочно спрессованы в единый драматический брикет - восточный славянский колорит и постсоветская чернуха на экспорт. Черно-белые общие планы навязчиво чередуются с цветными крупными. Картина мира вибрирует. То становится сродни выцветшей, но благородной в своей незатейливости старой фотографии. То оказывается заурядной и безрадостной реальностью текущего момента, от которой невозможно дистанцироваться. Вся этнография бедности подана в самых своих впечатляющих ракурсах. Мусорная грязь свалок и почвенная грязь слякотных полей, где подростка оставляют один на один с горой нечищенного лука, который надо срочно погрузить в ящики. Бедный быт и мечты о том, как бы в одночасье разбогатеть. Компьютерные махинации и прозаический животный секс при открытых дверях. Все перемежается скандалами, истериками и периодами тихой прострации. Загадочная славянская душа выворачивается наизнанку.

И все это не было бы так уж безнадежно, если бы самой яркой линией не оказалась цыганская. Джули, чумазая малышка-цыганка, со страстью к воровству и экстрасенсорными способностями, путает все карты. Этот образ превращает социальную драму и бытовую комедию в слишком трогательное и слишком сумрачное зрелище. Так и не дождавшись от юного героя ответной любви и страсти, Джули поет и колдует. Фильм заканчивается крупным планом удачливой подружки героя, утонувшей в ванне при туманных обстоятельствах. Вслед за этим исчезает и сам неуклюжий коттедж, где происходило действие. Вместо него остается пустой газон. Цыган лучше не обижать - они своими магическими талантами не управляют, всем руководит буйная душа. Эффектный финал, однако, слишком страшен. Хочется сказать - мы так не договаривались. Во-первых, режиссер добрый час работал в жанре комедийной драмы, а не мистического триллера. Во-вторых, Золтан Камоди пытался создать свой стиль, однако свернул на проторенную дорогу эпигонства. И печаль охватывает, когда вспоминаешь о существовании в мировом кинематографе Эмира Кустурицы.

Показанный в конкурсе режиссерский вариант "Амадея" Милоша Формана не сильно отличается от прокатного. Та же лихая костюмность. Те же односложные типажи второстепенных персонажей. Та же концепция конфликта - бездарный зануда (и, судя по всему, импотент) против гениального придурка и ловеласа. Прибавились сцены в приюте для сумасшедших, где вспоминает Моцарта и свою молодость старый полубезумный Сальери. Страшнее стала выглядеть ненависть прагматика, обделенного талантом и любовью женщин, к удачливому и патологически непрактичному конкуренту.

Но главное прибавилось благодаря самому контексту 52-го Берлинале. Фильм смотрится уже как классика, нравится она или не нравится. Форман, которому на днях исполняется 70 лет, напомнил о высшем классе режиссуры, которая делает убедительной и оправданной любую расхожую и не слишком правдоподобную концепцию. Именно такой убедительности недостает новейшим картинам, претендующим на статус громкого хита.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
508
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2230
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1461
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1091

Другие новости