0
842
Газета Культура Интернет-версия

12.02.2002 00:00:00

Агата Кристи - это стиль

Тэги: берлин, кинофестиваль


Нынешний Берлинале совпадает с новым витком объединения европейского мира - теперь в евро. Национальное своеобразие превращается кинематографом в еще одну условность. Национальную специфику намеренно стилизуют с одинаковым рвением, не важно, своя она или чужая. Американский режиссер Роберт Олтман сделал фильм, в котором непроизвольно возложил на себя роль наследника и интерпретатора английских традиций. А французский режиссер Франсуа Озон сделал нарочито французскую картину. И это главное.

В начале ХХI века мир спохватился и решил ценить на вес золота абсолютно все, что осталось особенного и "своего". Критическая рефлексия на национальные темы сменилась пиететом. Так благоговейно относятся к древним черепкам, вне зависимости от того, насколько они радуют глаз. Они должны умиротворять сознание. Поэтому традиции представления от Комеди Франсез и легкомысленная прециозность, умиление невинностью и обожание порока ценятся одинаково как неповторимое "французское качество". А чудаковатая и постная светскость вместе с математическим неправдоподобием интриги уважаются как фирменный английский фасад, за которым кроется все то, что никогда не приснится другу Горацио. Соответственно, новый статус обретают и мотивы развлекательных жанров. Они приобщаются к лику святых - к классической респектабельности, рафинированности и поддержанию культурной памяти.

Олтман и Озон принадлежат к диаметрально противоположным поколениям и традициям. Объединили их две вещи - откровенная любовь к ХХ веку и скрытое пристрастие к антикварному масскульту. Последний был персонифицирован в призраке Агаты Кристи.

Картина Озона честно и информативно называется "Восемь женщин". Они будут отрезаны от мира в заснеженном доме. Им придется разбираться со странным преступлением. Прямо какие-то холостяцкие кошмары Эркюля Пуаро, впавшего в зимнюю спячку. Режиссер собрал цвет национального кино: Денев, Юппер, Ардан, Дарье, Ледуайен, Беар. Он явно бравирует тем, что способен обойтись без сильного пола, рождая вполне жизнеспособный артхаус. Отсутствие мужчин выглядит у Озона не только как демонстративный изъян, но и как чистота стиля. Придирчиво шаря камерой по лицам героинь, Озон словно проводит рукой по щекам и блестящим глазам кукол, сидящих на прилавке магазина. Штучный товар, ручная работа. Морщины, дергающиеся губы, веснушки. Куклы, имитирующие возраст и следы прожитого времени. Озон завороженно переживает чужую старость. Лесбийский привкус атмосферы бесстыден и бесстрастен, потому что тоже превращен в стилизацию. Вместо физического эротизма режиссер предлагает психологическую групповуху.

"Госфорд-парк" приглашает зрителя в 30-е годы. Тяжеловесная мебель, люстры, позолота, изысканные сервизы. Лужайки, предназначенные для прогулок людей, которым не от чего отдыхать и которые пьют чай так серьезно, как будто это работа. Олтману удалось добиться такого разгула "английскости", какой бывает только в американском кино.

Режиссер создает герметичный мир, в рамках которого невозможно остаться живым человеком. Даже самые симпатичные герои становятся манекенами - неестественно аккуратные локоны причесок, слишком много украшений, слишком длинные мундштуки. Не жизнь, а витрина. В этой витрине нельзя остаться молодым - вес дорогих вещей тянет в аристократический склеп. Такой культ роскоши и преждевременной взрослости был популярен в детективных фильмах середины ХХ века и напрочь исчез в последние два десятилетия. Хозяева собирают гостей, все вежливы и велеречивы, сразу становится понятно, что надо ждать беды. Майкл Гэмбон, Эмили Уотсон, Кристин Скотт-Томас, Стивен Фрай и еще несколько тонких и очень современных английских актеров усиленно проникаются проблематикой мира Агаты Кристи. У Олтмана развивается какая-то фантомная ностальгия по старой жестокой, надменной и коварной Англии. Костюмность, театрализованные конфликты и "скелеты" в шкафах, доставшихся по наследству, превращаются в последний писк киномоды.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
513
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2235
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1468
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1094

Другие новости