Сегодня - третий день Берлинского кинофестиваля. Несмотря на то что он уже 52-й по счету, именно в этом году Германия с особой силой ощущает всю его важность. В стране - настоящий кинобум. Зрители валят в кинотеатры, доходы от проката стремительно увеличиваются. Такая ситуация как нельзя благоприятнее для популяризации национального кино. И Берлинский МКФ способен стать мощным дополнительным импульсом. Потому и акцент делается не только на маститых, но и на начинающих. Введена новая награда за дебют - Premier Movie Award. А в программу Берлинале, кстати, вошел фильм "Пропуск" Бертрана Тавернье, рассказывающий о том, как во время оккупации Парижа немецкая кинокомпания "Континентал" все равно продюсировала французские фильмы. Кино превыше всего, в том числе и политики.
Прошлый фестиваль начинался с "Врага у ворот" Жан-Жака Анно. Картина о Сталинградской битве привносила в атмосферу форума излишнюю дискуссионность. В нынешнем году вместо политической истории новый директор Берлинале Дитер Кослик стремится вывести на первое место вопросы национальной эстетики и проблемы современности. Показательно, что решено деликатно обойти вниманием противоречивую персону Лени Рифеншталь. Хотя столетний юбилей любимицы фюрера приходится на этот год, никаких ее ретроспектив в рамках форума не будет.
"Рай" Тома Тыквера, открывший Берлинале, может служить символом новейшего немецкого кино, неотделимого от культуры страны в целом и самой психофизики немецкой нации. Сценарий написал великий Кшиштоф Кеслевский и снимать собирался сам, однако умер, не реализовав замысла. Подобно Спилбергу, продолжившему дело Кубрика в "Искусственном разуме", Тыквер решил воплотить то, что не успел Кеслевский. В центре фильма - героиня, стремящаяся к справедливой расправе над убийцами мужа. Однако вместо классической истории мести "Рай" предлагает новую концепцию терроризма. Откуда произрастают его корни? Откуда берутся его "случайные" жертвы? Живущая в Италии учительница-англичанка мастерит бомбу, чтобы взорвать наркомафию, повинную в смерти мужа. Гибнут, естественно, "не те".
В разгар кампаний против широкомасштабного государственного терроризма Тыквер снимает кино о терроризме любительском, точнее даже - кустарном. В эпоху, когда убийцы анонимны, а направленность их агрессии имперсональна, Тыквер концентрирует внимание на одиночке с яркой индивидуальностью и ненавистью к вполне конкретным людям. Сущность времени Тыквер раскапывает в глубинах души отдельного человека. В "Принцессе и воине" герои ввязывались в ограбление банка, чтобы дать выход отчаянию и мечте о самоубийстве. В "Рае" терроризм - тоже внутреннее состояние. Героиня провоцирует мир на агрессию против самой себя, чтобы заглушить внутреннюю боль. Это у нее получается. Хорошему человеку всегда проще спасаться, страдать и на что-то надеяться, чем карать, восстанавливать справедливость и проявлять жестокосердие. Как ни парадоксально это звучит, терроризм Тыквер мотивирует комплексом жертвенности террористки. Она чувствует себя органичнее в роли несчастной уголовницы, нежели трезвого судии.
"Рай" стал первой англоязычной работой режиссера. Однако невозможно назвать ее менее немецкой, чем предшествующие его фильмы. Сама Кейт Бланшетт в "Рае" не только извлекла из своего австралийско-американского нутра германский темперамент, но даже обрела германо-скандинавский облик. Временами кажется, что Бланшетт не просто исполняет роль, а играет Франку Потенте, играющую террористку-любительницу. На церемонии открытия Кейт Бланшетт выглядела феноменально похожей на Франку Потенте: льняная "первозданность" волос, под глазами круги духовного утомления, жесткая и задумчивая складка губ. Вот что значит эстетическая немецкая экспансия.