В рамках концертного цикла "Музыкальные собрания в доме Третьяковых", организованного художественным руководителем и дирижером камерного оркестра Musica Viva Александром Рудиным, прошла презентация немецко-польско-чешского фестиваля "Трезвучие" (Dreiklang), основная мысль которого приятна: объединить музыкальные культуры разных стран.
Под девизом "Три культуры - один фестиваль" проект стартовал прошлым летом на фоне живописных ландшафтов Саксонии, Силезии и Богемии. Программу феста составили произведения композиторов, живших и работавших не на родине именитых авторов, соединявших в своем творчестве черты разных музыкальных культур (Чайковский, Рахманинов, Гендель, Брамс), и забытых композиторов: русского виолончелиста Карла Давыдова, который долго жил в Лейпциге, и чешского композитора Эрнеста Шульхоффа, сочинявшего песни на немецкие тексты (что, впрочем, для чеха не так уж удивительно).
Идея создания нетривиального проекта принадлежит пианисту Аркадию Ценциперу, профессору высшей музыкальной школы Карл-Мария фон Веберн в Дрездене, финансовую часть фестиваля обеспечило Министерство экономики Саксонии. Для участия в "Трезвучии" пригласили известных музыкантов из Германии, Чехии, Польши и России. В том числе дирижера и виолончелиста Александра Рудина. Посчитав зарубежное начало успешным, Рудин и Ценципер решили привезти "Трезвучие" в Москву.
Единственный концерт фестиваля в Третьяковке представлял собой квинтэссенцию проекта. Его программа создавалась специально для презентации, и музыканты, выступавшие на "Трезвучии" в разное время, получили возможность сыграть вместе. Помимо Рудина и Ценципера публика услышала уникального немецкого скрипача Илью Коновалова, ученика Захара Брона и Доры Шварцберг, ставшего в 20 лет концертмейстером Оркестра Израильской филармонии, и чешского альтиста, участника пражского ансамбля "Талих квартет" Владимира Букача.
Разножанровая программа, включавшая сочинения русских и немецких композиторов - по-моцартовски прозрачный ре-минорный Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром Мендельсона, блестящий дивертисмент Глинки на темы оперы Беллини "Сомнамбула" и Первый фортепианный квартет Брамса со славянским финалом, - вполне отвечала сути фестиваля, наводящего разные мосты между разными странами. Многозвучие создавалось очень собранной игрой камерного оркестра Musica Viva, глубоким теплым звуком скрипки Ильи Коновалова, мягким шепотом альта Владимира Букача, сочными басами виолончели Александра Рудина и виртуозными фортепианными пассажами Аркадия Ценципера.
Презентация зарубежного фестивального проекта пока выглядит одноразовой. Однако Александр Рудин предполагает, что этим дело не ограничится и, возможно, московская публика будет знать о европейских фестивалях не только понаслышке. Согласно рудинскому замыслу, импорт европейских фестивалей на московские сцены может быть продолжен.
Что касается проекта "Трезвучие", уже известно, что в следующий раз он будет проводиться в этом году с середины июля до середины августа и в его программе будет около 50 музыкальных вечеров как в больших концертных залах, так и в частных салонах и музеях. В рамках проекта выступят Краковская филармония, Штутгартский камерный оркестр, Ленинградская капелла п/у Владислава Чернушенко и другие. По словам Аркадия Ценципера, фестиваль будет расширяться, и уже разрабатывается проект Dreiklang International, куда, возможно, войдет и Россия. На следующий год планируется представить "Трезвучие" в Нью-Йорке.