Институт Сервантеса - замечательная организация. По всему миру - от Нью-Йорка до Сиднея она занимается распространением испанского языка. Тут надо бы добавить про литературу и искусство, но с оговоркой - все это может быть написано, нарисовано, снято в Аргентине или Перу, на Кубе или в Чили. То есть в любой испаноязычной стране. Язык определяет сознание, а посему и культуру, считают здесь - логично, ничего не скажешь.
В любой уважающей себя мировой столице есть дом с таким названием и гравюркой Дон Кихота в коридоре. Туда приходят тысячи людей, чтоб при встрече сказать приятелю "Buenоs dias", а прощаясь, коротко бросить "Luega". Они пьют каталонский кофе, читают "El Pais" и думают об испанском небе. Словом, им хорошо.
И вот такой дом появился в Москве. Он находится на Садовом кольце - прямо напротив американского посольства. Симпатичный особняк, уют, гравюры Гойи на стенах. Через месяц тут начнут вовсю преподавать испанский, а чуть позже будут показывать Альмодовара и Бунюэля. В конце концов есть надежда, что начнут появляться совместные культурные проекты.
Открытие центра в Москве приурочено к 25-летию восстановления дипломатических отношений между Испанией и Россией. На него приехал принц Фелипе и глава института писатель Джон Хуаристи. Он ответил на несколько вопросов корреспондента "НГ".
- Институт Сервантеса существует уже больше 10 лет. Почему в России эта организация появилась только сейчас?
- Идея создания подобного института в России возникла сразу же. Просто все эти годы шли переговоры. Окончательное решение было принято в мае 2000-го на встрече председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара с президентом Владимиром Путиным.
- Кроме образовательных программ, что будет делать русский Институт Сервантеса?
- Предполагается концертная программа, кинематографический цикл, встречи с писателями.
- А что будет с уже существующим Испанским культурным центром?
- Мы приехали сюда, чтобы открывать, а не закрывать. А поэтому нетрудно догадаться, что мы будем их поддерживать и, возможно даже, предоставим помещение.
- Кстати, а каким образом появился этот дом?
- Мы купили его у московских властей. Он стоил пять с половиной миллионов долларов.
- А почему Сервантес? Не банально?
- Не все банальное - плохо. Сервантес - это универсальная ценность Испании. Никому не надо объяснять, кто это такой.