0
1042
Газета Культура Интернет-версия

06.02.2002 00:00:00

Доверчивый цыган

Тэги: голейзовский, балет, цыган


О нем есть книга архивных материалов, каталог выставки в Фонде культуры, монографии о его балетах. Ему посвящена научная конференция. Единственное, чего нет, это хореографии Касьяна Голейзовского на сцене. Девять десятых им созданного не сохранилось вообще.

Впрочем, идет его цыганская пляска в "Дон Кихоте" Большого театра. Этот танец вполне можно считать символом жизни Голейзовского: кочевым было его творчество, беспокойным - характер. Из всех балетмейстеров, пришедших в русский балет накануне 1917 года, он меньше других мог прижиться в пролетарском государстве, хотя искренне желал этого, даже ставил балет "Смерч" (подразумевалось - революционный). Для успешной советской карьеры Голейзовскому не хватало практической хватки и глубинной веры в соцреализм на балетной сцене. Да и откуда было взяться вере, если у молодого танцовщика Голейзовского был сборник стихов 1914 года с мистическим названием "Светогроздья", многолетний стаж работы в кабаре "Летучая мышь" и незаурядное дарование авангардного художника? И хотя в 20-е он призывал к революции в балете, громя "парфюмерные жесты" классики, эти мечты о новом театре не имели ничего общего с отанцованной системой Станиславского.

Всю жизнь его ругали больше, чем хвалили (наиболее престижная похвала - слова Джорджа Баланчина, считавшего себя учеником Голейзовского). Спектакли (самые известные - конструктивистский "Иосиф Прекрасный", пародийная "Теолинда", концертный номер "Нарцисс", прокофьевские "Мимолетности") не раз обвиняли. Консерваторы - те, кого Ильф и Петров прозвали "саванорыла" - в акробатике, новаторстве и эротике, левые - в академизме, старомодности и эротике. Но прежде всего - в страшном грехе буржуазности.

Он очень любил Большой театр, уходил из него (вернее хореографа каждый раз "уходили"), возвращался... Пробуя себя, сотрудничал с Таировым и Мейерхольдом (молодая Бабанова танцевала его "Танец апашей"), ставил с Маяковским "Мистерию-буфф". В конце двадцатых, поняв все, рвался уехать за границу, к Дягилеву. Но остался - в медленно, но верно сжимающемся кольце. Его не сажали и не травили публично, как Зощенко с Ахматовой. Ему просто перекрыли кислород. Сначала изгнание из театра, работа в мюзик-холле, потом провинциальные труппы, номера в ансамбле НКВД, постановка показушных декад национального искусства, танцы в фильме "Весна" - и работа сторожем в магазине.

В 60-е Голейзовский получил признание, поставил балет "Лейли и Меджнун" в Большом, там же сделал "Скрябиниану". В старости увлекся деревянной скульптурой, домиком на Оке и собакой Шваброй, писал книги и мечтал о балете "Фавн" для обожаемого Владимира Васильева...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
694
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2427
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1622
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1250

Другие новости