Комиксы? Фу, господа, некуда деваться стало от этих ваших Суперменов и ниндзя-черепах. Аниме, говорите, манга, техника рисунка? Ну как же, "Макрон 1", Сейлор Мун - счастья полный телевизор. Ленивый обыватель, вероятно, скажет именно так. Комиксист, человек обычно смирный, интеллигентный, к подобного рода речам привычный, пожмет плечами и ответит: "Многие считают комиксы ущербными по сравнению с печатным словом, забывая, что комикс - это индивидуальное литературно-художественное произведение, а хорошую историю не грех и напечатать, и нарисовать". А после еще и добавит, что, мол, в Европе комиксы зовут "графической новеллой". Каково?
Надоело, видно, комиксистам плечами пожимать в тишине и тайне. Собрались они и устроили трехдневный фестиваль "КомМиссия" в музее "Зверевский центр современного искусства", что на Бауманской. Издателей своих позвали, спонсоров множество. В интернете развернули битву сорока восьми художников "за народную любовь". Народ в количестве почти что тридцати тысяч голов ринулся на сайт, любовь обнаружив нешуточную.
Открытие фестиваля прошло чрезвычайно многолюдно, тесно и весело. Наследуя обозревателям светской хроники стоило бы заметить, что трогательнее всех гляделись представители крупных издательств, чьи черные костюмы так и сияли среди живописного беспорядка, какой являли собою художники. Озареннее всех был, конечно, Павел Хихус - просто комиксист, а так же идеолог и организатор фестиваля. На другой день собрались опять, в артклубе "Муха", где провели ряд встреч и презентаций и прослушали ряд лекций. На закрытии, куда менее официальном и торжественном, чем следовало бы, но оттого приятном глазу и душе, раздали призы, друг за друга порадовались и обещали вернуться.
По себе оставили выставку "Комикс как жанр современного искусства", висеть она будет в "Зверевском центре" до десятого февраля. Ощущение от выставки странное: помещение небольшое, а вот бродить среди представленных работ нужно долго, разглядывать картинки и читать комментарии к ним следует обстоятельно. Не Брюллов ведь. На каком-то этапе разглядывания возникает эффект раздвоения: вот тут - дежа вю, причем неоднократно, а здесь - нечто совсем уж нежданное. Уточним: тут - масс-поп-культура (мейнстрим), здесь - культура индивидуалистская (арткомикс).
Комиксисты задач своих не скрывают. Кто-то декларирует комикс как жанр сугубо развлекательный, хотя и не лишенный авторских черт. Кто-то настаивает на интеллектуальной природе данного зрелища, а порой и чтива. Кто-то ловит остросоциальные сюжеты, кто-то изобретает новые миры и их обитателей. Некоторые нежно хранят преданность японской технике манга, а многие рисуют богатырей и красных шапочек, дабы от заморской почвы оторваться и своих корней искать. Вариативность серьезная, азарт истовый, а значит, один другому - конкурент, и самому делу - живым быть.
Предупреждение в буклете: комикс не является пропагандой насилия и порнографии (как некоторые думают) и вовсе не призван развлекать одних только детей. Однако приз зрительских симпатий, любовь народную, заполучила работа Андрея Снегирева "Ерошка" - если не для детей, то уж точно про них. Вторым оказался Арзамас с комиксом "Я спросил учителя..." по Хармсу, работа вообще ни на что не похожая, потому приз можно было бы и поделить. Хотя - Арзамас победил в номинации "Лучший сценарий". "Лучший art" признали в полотне "Телефон" Люды Стеблянко, а "Лучшей мангой" стал комикс "Вера" девушки по имени Татка. Спонсорских и спец-призов было еще много, но, по мнению Хихуса, один участник все же оказался несправедливо обойденным. На "Дикой стене, где вешается кто хочет" вне конкурса фигурировала работа Снегиревой Насти тринадцати лет про кошку и НЛО. Что ж, виртуальный спец-приз симпатий от представителей прессы, хотя бы в следующем году, ей обеспечен.
Пару месяцев назад в далеком городе Роттердаме на выставке, посвященной психоделическому творчеству Иеронимуса Босха, главными наследниками, не бесправно, объявили себя голландские комиксисты. Российские пока наследуют самим себе, хотя часто вспоминают о лубке. Действительно, ну их, Суперменов этих, когда земля еще богатырями не оскудела.