Голливудские стратеги угадали генеральную линию еще до того, как тучи над городом встали и в нью-йоркском воздухе запахло гарью. Пушки уже палят со всех пристаней. Студии радостно запевают: "Эх, кузькина мать! Мы любим и умеем воевать!" Грядет девятый вал военного кино.
Первым выстрелил молчавший три года Джон Мэдден с эпической мелодрамой времен Второй мировой "Выбор капитана Корелли". Ридли Скотт, заболевший войной после "Солдата Джейн" и "Гладиатора", припас к весне "Приземление Черного Ястреба". Мел Гибсон в компании популярного молодняка отправился во вьетнамские джунгли в фильме "Мы были солдатами". Не рискну прогнозировать, как скоро Голливуд экранизирует войну наших дней, но и пафос минувших боев легко спроецировать на современность. Если целишь метко - промахнешься редко, если целишь правильно - в точку попадешь. Вышедшие на экраны Москвы с полуторанедельной разницей "В тылу врага" Джона Мура и "Шпионские игры" Тони Скотта мажут оба, но если новичок Мур набирает хотя бы толику очков, уважаемый суперпрофи Скотт стреляет в молоко. При том что "В тылу врага" прямолинейнее замысловато сконструированных "Шпионских игр".
"В тылу врага" - монохромный (и снежная белизна доминирует в цветовой гамме, и герои делятся на "наших" и "ненаших") боевик с действием на территории неназванной балканской страны. Там, на заснеженных останках Югославии, бродят чумазые каратели - вылитые гитлеровцы в круглых касках. Выполнявший секретную миссию пилот (Оуэн Уилсон) сфотографировал, на свою беду, захоронения жертв карателей, был сбит, потерял друга и вынужден скрываться от преследователей в лесах. Помните советский детектив "Сыщик", где герой Андрея Ташкова блуждал по лесопосадкам? Одиссея лейтенанта Бернетта рискованней. Генералитет трусливо не спешит на помощь, и лишь принципиальность адмирала Райгарта (Джин Хэкмен) выручает очередного национального героя.
У фильма две приманки: универсальная - режиссерское видение Джона Мура, и специфически российская - Владимир Машков в роли охотника на людей. Попытки Машкова сделать карьеру в Голливуде описываются названием его режиссерского дебюта в театре - "Смертельный номер", не иначе. После двух минут из "15 минут славы" он дорос до значительной роли - киллера в спортивной куртке и тренировочных штанах (в таком виде даже в "ПирО.Г.И." не пустят). Косолапо, подобно Такеши Китано (не знаю, сознателен такой актерский ход или нет), Машков преследует прыткого американца. Если бы не массированная помощь с воздуха - настиг бы обязательно; медведь-славянин в глубоких снегах не утонет.
Теперь - об особом взгляде Мура. 40-миллионный бюджет был доверен 30-летнему ирландцу после серии ярких рекламных роликов. Эпизоды, детально изображающие разложение сбитого самолета, воздействие взрывной волны на человеческое тело, бег по заминированным руинам или финальный решительный бой, вы запомните надолго. Хорошо, если добрая память об эффектных сценах затмит дурное впечатление от тысячи штампов и раздражающего милитаристского пафоса.
В "Шпионских играх" Тони Скотта более серьезные проблемы с зрелищностью. После параноидального и захватывающего "Врага государства" он выпустил фильм, в котором Брэд Питт и Роберт Редфорд опровергают учебник физики. Игра двух молодцов здесь действует вопреки тому параграфу, в котором говорится: не существует двух абсолютно одинаковых вещей, даже два сошедших с конвейера подшипника отличаются друг от друга. Вяло и скучно отрабатывающие гонорар Редфорд и Питт отличаются друг от друга только возрастом. По слухам, 64-летний Редфорд спустил на косметические процедуры 10 тыс. долл. - лишь бы не казаться рядом с Питтом старой развалиной. Увы, наличные потрачены впустую. Главную омолаживающую деталь - густые бакенбарды - использовал наш Александр Феклистов в сериале "Подозрение". Этот сбрасывал годы убедительнее и значительно дешевле.
У Тони Скотта в тылу врага оказывается агент ЦРУ Бишоп (Питт). Он пытался освободить заключенного из китайской тюрьмы, но в результате провала угодил в застенок сам. До его расстрела 24 часа; люди из "конторы" не стремятся к освобождению совершившего несанкционированную операцию сотрудника. На свой страх, риск и скопленные на старость 282 тыс. долл. Бишопа выручает отправляющийся на пенсию наставник Мьюр (Редфорд). Конечно, не своими покрытыми старческими пятнами руками. И без помощи канцелярских крыс из ЦРУ. Правое дело вершат бравые военные - физически здоровы, ругаются матом и на счет "раз" устраивают операцию "Ужин на дом" по вызволению плененного, а заодно и его шпионки-подружки. Собственно, молниеносная операция укладывается в финальные 5 минут; прочие два часа сводятся к благостным воспоминаниям Мьюра о воспитании супершпиона из найденного во Вьетнаме скаута-добровольца. Флэшбэки переносят действие в Восточную Германию 70-х и Бейрут 80-х. Разбираться в тонкостях шпионских игр нелегко; в качестве утешения могу предложить разве что появляющихся ненадолго Шарлотту Ремплинг и Дэвида Хеммингса. Возможно, достойно стареющие лица протагонистов "Ночного портье" и "Блоу ап" помогут пережить и рыхлое действие (что для фильма, позиционируемого как "хай-тек триллер", непростительно), и бесстыдное восхваление вооруженных сил.
"В тылу врага" и "Шпионские игры", кажется, сняты по спецзаказу Пентагона, однако первый все же хоть иногда задумывается о зрелищности. "Игры" разрабатывались еще с 1998 г., и в режиссерское кресло первоначально метил голландец Мийк Ван Дьем, автор артхаусного "Характера". Он от сомнительных игр воздержался. С него пример и берите.