0
819
Газета Культура Интернет-версия

30.01.2002 00:00:00

Утро стрелецкой казни

Тэги: филатов, федотстрелец


Поэма Леонида Филатова называлась, если помните, "Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца" и была зело популярна на заре 90-х. Сказывалось в ней о нещадно притесняемом стрельце Федоте, коего номенклатура - изверг-царь и генерал-сластолюбец (не без содействия злокозненной Бабы-яги) - гоняли то за ковром, "чтоб на ем была видна, как на карте, вся страна", то за оленем с рогами из золота. Стрелец все задания исполнял, а в весьма радужном финале закатывал пир на весь мир - в честь освобождения народа от царского ярма.

В начале 90-х переполненные концертные залы слушали чтеца-Филатова раскрыв рот и заливисто хохотали над нехитрым эзоповым языком: "Я за линию твою в Соловках табе сгною" - о, как смело! Либеральный пафос приказал долго жить; ни на слог не измененный текст Филатова приобрел у Овчарова нигилистический окрас.

Новый сказ ведется из "прекрасного далека", которое, по Овчарову, вовсе не далеко и довольно отвратительно. Про Федота вещает старый, изрытый язвами бомж, внимают ему еще более уродливые панки, заседающие в мазутных лужах где-то посреди пережившей экологическую катастрофу Москвы. В мрачном будущем по выжженным кислотными осадками полям бродят трехголовые пегасы; сказовое прошлое, начинающееся с панорамы мертвецки пьяного (буквально!) города, не намного краше. Словосочетание "удалой молодец" из названия исчезло. И то правда, Федот (Константин Воробьев) - всем хмырям хмырь, неказистый бездельник, Федот, да не тот. Не тот лубочный муж, что лапти плетет, когда жена нити прядет. Наш Федот токмо слезы льет на перистую грудь лесной птицы-голубицы Маруси, а та, пользуя труд пейсатых слуг Тита Кузьмича и Фрола Фомича, и ковер достает, и оленя в полон берет. Покуда, ужаснувшись последнему требованию царя - доставить "То-Чаво-Не-Может-Быть", - хитрые господа в ермолках не улетают за тридевять земель, от греха подальше.

Сергей Овчаров - автор "Небывальщины", "Оно" и "Барабаниады", режиссер единственный и неповторимый, уже без малого два десятка лет работающий в жанре лубка, "русской народной картинки". Диковинку эту в былые времена прозывали подпольной песней. В "Федоте" Овчаров держится корней как никогда ранее, его "Федот" - именно что подпольное панк-кино, смешная и жутковатая стопка игриво расписанных открыток, вполне себе следующих традиции лубка-"простовика". Овчарову впору голосить, подобно ярмарочным торговцам: "Кому смертные грехи, кому будущее на том свете". Тот свет (читай - Америка) тоже появляется: уморительный выход заморской заразы - от Фредди Крюгера до пары культуристов - сильная выдумка, на которые Овчаров щедр. Чего стоит один То-Чаво-Не-Может-Быть в чудовищном обличье наполовину обритого Виктора Сухорукова, или Генерал Владимир Гостюхин, обращенный в зайца. Ничего святого нет у человека Овчарова: финальный пир с убиением народного героя Федота - вот вам и весь сказ.

Овчаров собрал отменный актерский ансамбль - истинному мутанту Сухорукову, нарекшему себя "русской Джульеттой Мазиной", для завершения кунсткамерной коллекции ролей одного только Чаво-Не-Может-Быть и не хватало. Гостюхин с удовольствием повторил собственную роль из раннего овчаровского шедевра "Левша". Выдающийся, но, увы, недооцененный Сергей Донцов сыграл штатную жертву пыток, Андрей Мягков - Царя, Ольга Волкова - Бабу-ягу. Но утверждать, что набора популярных лиц достаточно для превращения "Федота" в народный фильм, я бы не рискнул. Равно как и предсказывать ему участь тех лубочных открыток, что запали в душу некрасовскому крестьянину, той жертве массового искусства, что при пожаре нет чтоб скорее взять целковые, "а он сперва к картиночкам, стал со стены срывать". Для "широкой публики" Овчаров слишком особ, а сам фильм для той же публики чересчур статичен. И критичен - известно же, что картиночки, на которых медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляется, куда популярнее тех, на которых Парамошка Авоську за волосья дерет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1473
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1498
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1224
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
772

Другие новости